X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Мистика леса и пляски с котом

Лес вокруг археологического музея-заповедника на озере Андреевском уже во власти зимы — сугробов намело… Но размеренное течение «мертвого сезона» все же иногда нарушают редкие гости, не побоявшиеся дальней поездки.

Их встречают скучающие по человеческому общению сотрудники музея и новая выставка «Шаманы и боги народов Севера» -экспозиция, вызывающая неоднозначные чувства. Впрочем, как и все, что связано с этим мистическим культом…

— Последние годы шаманизм и разного рода духовные практики входят в моду, так что интерес к выставке со стороны горожан чувствуется, — говорит специалист по социально-культурной деятельности Андрей Быстров. — Конечно, наши посетители, как правило, едут на Андреевское не за живописью, а за этнографией… Но атмосфера, которую нам удалось создать, явно приходится им по вкусу.

В павильоне, где прежде дети и взрослые могли найти экспозицию «Древние воины Сибири» и примерить настоящий кованый шлем или кольчугу, теперь выставлены шестнадцать картин известного ненецкого этнографа и художника Леонида Лара. Холсты не просто развешены по задрапированным красной тканью стенам, их порядок как бы рассказывает зрителю историю северного шаманизма. А сопутствующие этнографические редкости (костюм шамана, целиком сшитый из оленьей шкуры, палочка для счета песен, бубны, деревянные маски и прочее) помогают ощутить связь между искусством и реальной жизнью ненецких и хантыйских шаманов. Ведь они по сей день живут в стойбищах и практикуют свой культ.

— Леонид Лар, когда работал над выставкой, разместил картины иначе, — рассказывает Андрей Быстров. — Но мы, с его разрешения, изменили порядок и сделали выставку более тематической. Первая группа полотен рассказывает о зарождении… Сёма, брысь! — толстая полосатая харя, высунувшаяся было из-за драпировки, вновь скрывается в складках ткани, и прервавший себя экскурсовод продолжает рассказ. -О зарождении шаманства и создании священных мест. На картине «Весна. Священное место» показано, как выглядят эти храмы под открытым небом. Сегодня обитатели Крайнего Севера создают их такими же, как и их предки многие века назад. И по-прежнему молятся там об удачной охоте, о здоровье для близких и о приплоде скота. Второй блок картин отражает моменты религиозной составляющей — шаманские практики, легенды о духах и других мирах, воплощения. — Усатое воплощение какого-то проказливого домашнего духа бодро марширует через комнату и укладывается прямо на шкуру, расстеленную на воссозданном в углу священном месте. Экскурсовод укоризненно смотрит на кота. В ответ тот зевает, сворачивается клубком и прикрывает глаза.

Катя Христозова

— Ну, вот что с ними делать? — разводит руками Андрей Быстров. — С тех пор, как мы разместили в этой комнате выставку, котов к ней как магнитом тянет! Гоняем их, гоняем. А стоит открыть дверь и впустить группу — они уже тут как тут. Кстати, шаманы считают, что кошки живут во всех мирах сразу: в Нижнем, который чем-то напоминает христианский ад, в Среднем — вместе с людьми, духами камней и деревьев, и Верхнем, населенном полубожественными и божественными существами.

Семен, вполуха слушавший о структуре мира, вдруг начинает скакать возле деревянного идола, словно играя с невидимой мышкой: выцарапывает ее из-под шкуры на полу, подбрасывает в воздух и ловит.

— Когда кошки себя так ведут, шаманы говорят, что он и сражаются со злыми духами, которых нельзя увидеть людям, — добавляет Быстров и хитро улыбается, явно оценивая эффект, приведенный котом и его собственными словами.

… Котов можно понять — я и сама испытала желание просто находиться с картинами Лара в одной комнате. Прогнать Семена со шкуры, усесться на нее и долго смотреть по сторонам, пытаясь осознать значение цветов и форм на полотнах. Увидеть за образами, созданными фантазией художника, древние верования северных народов. Их богов — не злых и не добрых, просто существующих, потому что таков порядок вещей. Как Хозяйка ветров, изображенная на полотне с таким же названием. Седая, морщинистая старуха в серо-черных одеждах. Она может завьюжить, закружить и похоронить под снежным гнетом одинокого охотника. Но без ветра в чуме не будет тяги, и дым от костра заполнит пространство, изгонит из него людей.

Катя Христозова

— Лар говорил, что хочет сделать не просто выставку, а место, где любой мог бы попробовать свои силы и стать немного шаманом, — вспоминает Андрей Быстров. — Сесть на пол, расслабиться и попробовать поговорить с духами или даже, чем черт не шутит, чуть-чуть приподняться над Средним миром. Некоторые из наших посетителей пытались, но я никогда не спрашивал, получалось у них или нет. Слишком это все личное.

… Коту Семену, конечно, проще, чем гостям выставки. Его-то привезли из стойбища, так что шаманизм для него — верование этнически правильное. Но и у кого-то из тюменцев может получиться разговор с духами по душам. Тем более что пышные сугробы, мохнатые шкуры и общий настрой на единение с природой рождают в душе стремление к чему-то первобытному и мистическому.

***
фото: Кот Сёма точит когти об идола на Священном месте;Андрей Быстров на фоне экспозиции;Идол, увешанный шкурами (на выставку он переехал из воосданного на озере стойбища).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта