X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Если человеку дать в руки власть…

Есть мнение, что режиссеры сегодня чаще стараются ставить одноактные спектакли. Можно сказать, что они боятся «проверки антрактом». Потому что именно в этот короткий перерыв между первым и вторым действием из театра уходит часть зрителей — та, которой спектакль не нравится.

А один акт — хорошо. Хочет — не хочет зритель, а досидит. Режиссер, таким образом, побережет собственные нервы, ведь для него каждый не вернувшийся после антракта зритель — как удар по профессиональному самолюбию.

Все это совершенно не касается нового спектакля «Калигула», который в молодежном театре «Ангажемент» поставил Антон Милочкин, режиссер из Санкт-Петербурга.

Милочкин антракта не побоялся, поставил два акта. Даже несмотря на то, что его спектакль далеко не легок для восприятия, в отличие, например, от комедий. И не такой веселый и зрелищный, как мюзикл.

Антон работает в Тюмени уже над третьей постановкой, и зрители знают: историю он вытащит на сцену непростую. Она покажет «болезненные вывихи общества» на примере отдельно взятых людей. Зритель будет, что называется, ее переваривать, обсуждать, может, даже покривится от неприглядной картины, которая разворачивается на сцене. Но не забудет.

Руководство театра «Ангажемент» выбрало в качестве лакмусовой бумажки театралов и журналистов. Для них показ спектакля «Калигула», премьера которого состоится только 8 декабря, устроили в четверг вечером. Возможно, к моменту выхода спектакля к широкой публике что-то в нем изменится. Режиссер даже подумывает о том, чтобы скорректировать финал. А может, все останется прежним.

То, что увидели первые зрители, описать и объяснить непросто. С одной стороны, пьеса Альбера Камю «Калигула» — вещь известная. И если даже вы не читали, то все равно в курсе о том, что был такой римский император Гай Юлий Цезарь (пожалуйста, не путайте с другим Гаем Юлием Цезарем, жившим еще до новой эры). Этот Гай, к тому же, больше известен по своему прозвищу — Калигула.

Мы знаем о стремлении Калигулы к неограниченной власти, о том, что он требовал себе почестей, как богу, что вызвало недовольство сената и преторианцев. Был убит заговорщиками, как и его тезка.

Галя Безбородова

С другой стороны, спектакль Антона Милочкина — не совсем об этом самом историческом персонаже. Это не история тирана. Скорее, это попытка разобраться в том, что может дать и что дает человеку неограниченная власть. Что дать и… что взять.

В спектакле, который построен не столько на действии, сколько на образах, много деталей, которые понимаешь интуитивно и. затрудняешься объяснить. Почему все актеры выходят на сцену босиком и только Калигула и только в финале надевает сапоги? Почему все персонажи носят белое, а Калигула в финале — черное? Почему так много на сцене меха — шкур и шуб? Почему трупы казненных Калигулой людей не исчезают со сцены, почему они как живые, только не разговаривают?

Этих «почему?» режиссеру Милочкину, а также художнику Александру Зыбину и режиссеру Любови Лешуковой, что отвечает в новой постановке за пластику, было задано множество. На какие-то вопросы они ответили, но большинство все же остались открытыми. Потому что, идя на «Калигулу», такие «инструменты», как разум и логика, можете оставить дома. Приносите с собой воображение и интуицию. Тогда «Калигула» всеми своими оттенками так заиграет, что не забудешь.

Как не забудешь игру Дениса Юдина, который исполняет главную роль. Руководитель «Ангажемента» Леонид Окунев говорит, что театр взялся за постановку такого сложного материала, как пьеса Камю, главным образом, потому, что в театре есть Денис Юдин — актер, которому по силам исполнить роль Калигулы.

Главный герой противоречив и иногда совершенно нелогичен -так же, как у Камю. Юдину пришлось два акта играть человека то ли душевнобольного, то ли отличающегося от других «избытком души». Хотя, возможно, это одно и то же — постановочная группа не стала делать выводов.

Галя Безбородова

— После смерти своей возлюбленной Друзиллы (актриса Ирина Нестерова), которая к тому же была его сестрой, Калигула решает быть честным, — рассуждает режиссер Милочкин, стараясь объяснить жестокость своего персонажа. — Но попробуйте быть абсолютно честным хотя бы два часа! Это невероятно трудно. Сомневаюсь даже, что возможно. Мы привыкли лгать, кривить душой — даже внутри себя.

Честность меняет Калигулу. Это заметно: если в начале сюжета Юдин играет мальчика, разрываемого на части горем от потери любимой, то ко второму акту Калигула — деспот и тиран, которого боятся все приближенные. Кроме, может быть, Кереи (актер Максим Рогоза), который возглавляет заговор против императора и, скорее, меряется с ним силой духа, чем просто хочет убить.

— Это спектакль не о тирании, -считает сам режиссер Милочкин. — Тирания — это только инструмент, средство показать человека, которому дана безграничная власть.

Какой зритель придет на спектакль, когда тот будет запущен «в прокат», в театре могут лишь догадываться. Коллектив делает ставку на зрителя взрослого (не моложе 17-18 лет) и разбирающегося в театральном искусстве. Но, конечно, будет рад любому человеку, для которого постановка окажется интересной.

***
фото: Приближенные Калигулы плетут заговор против своего императора;Актер Денис Юдин исполняет ведущую партию в постановке;Второстепенные герои — Геликон (Роман Зорин) и Сципион (Виталий Мигунов)

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта