Свет в начале тоннеля
Подземный пешеходный переход со стороны магазина «Универсам» сейчас — как будто перевернутое изображение того, что построено на противоположной стороне.
На перекрестке с улицей Максима Горького мельтешат пешеходы и возвышаются плавные павильоны. А напротив люди — под землей, и к ним спускаются ленты будущих лестничных пролетов.
Строители устроили бетонное основание лестниц и укрыли их тканью, чтобы смесь сохла быстрее, на одном из пролетов готовы слои паро- и гидроизоляции. В этих черновых лестницах уже видны будущие марши и площадки, и с каждым уложенным слоем, говорит прораб Дмитрий Честиков, для рабочих ужесточаются требования к точности. Позже поверх материалов свяжут арматуру и зальют бетоном ступеньки.
Сейчас же спускаться в самый низ площадки, наверное, лучше всего на ледянках. Над головой темнеют горизонтальные трубы, по бокам нависают крутые глиняные откосы, но на все это скоро перестаешь обращать внимание, потому что случилось нечто более важное — открыли вход в тоннель. Оттуда рабочим светит мощный прожектор, за ним в полумраке темнеют штабеля стройматериалов.
Через этот еще не оформленный выход постоянно проходят туда-сюда люди: кто с лопатой, кто с баллоном монтажной ленты. Бахтияр Тешабуев берет из стопки проволоку и с двумя другими рабочими начинает вязать каркас стенки. Под ногами, в глине, журчит вода, гудит насос.
— Защите от воды уделяют особое внимание, — говорит заместитель директора городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Дмитрий Гришаев. — С этой стороны у строителей пока временный насос, а через дорогу уже смонтированы все коммуникации: насосная станция, колодец, лотки.
А еще — все служебные помещения и лифтовые шахты. Мы проходим под улицей Республики по гулкому темному помещению, выходим на свет, что светит сверху смонтированных павильонов. Видно, что стены и пол здесь под гранитом.
— В общем-то, — говорит Дмитрий Николаевич, — тоннель и эта часть перехода практически закончены. Остались косметические работы.
Например, посадить на клей блестящие поручни. Рабочий Виктор Пестерев говорит, что клей — прочнее монолита, вот только он замерзает на улице. Холодно здесь практически так же, как наверху, а кроме поручней, бригаде еще предстоит устроить пандус для колясок. Автоматических подъемников здесь не будет, вместо них — лифты: два со стороны «Арт-Паласа» и один возле «Универсама».
***
фото: Почти готовый сход;Монтируют каркас стен.