X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

От точки касания до продвижения

Создать роботизированную систему из подручных средств — задача, которая и взрослым не всегда под силу. Учащиеся школ с ней справляются за 60 минут.

Интеллектуальные состязания на тему «Мой друг — робот» в школе N 25 проводятся несколько раз в год. Участвовать в них могут не только старшеклассники, знакомые с законами физики, но и ученики начальной школы. Как знать, чью голову раньше посетит гениальная идея? Удачная задумка в таких конкурсах не менее важна, чем знание законов аэродинамики, механики, электродинамики и гидравлики вместе взятых. Поэтому команды собираются разновозрастные — от малышей-первоклассников до умудренных опытом взрослых (они могут только давать советы). Но придумать одно, а воплотить в жизнь — другое.

Чтобы уравнять в правах всех участников, их возможности… сокращают до минимума. Например, в качестве условия задачи предлагают единый принцип движения модели. На этот раз в качестве движущей силы выбрали обычную тонкую канцелярскую резинку для скрепления пачек бумаги. С учетом хрупкости материала каждому коллективу юных изобретателей на руки выдали по три штуки. Возможности у этого приспособления из каучука — большие, с ее помощью модель может даже взлететь, но превращать резинку в рогатку нельзя. Запрещалось для передвижения использовать и колесо. Движущаяся часть робота должна быть автономной, чтобы перемещаться сама по себе, а не когда ее запустит другой механизм.

— Не гонитесь за размерами и вычурностью, — напутствовал участников Виктор Немчинов, директор школы N 25. — Главное — функциональность.

Жюри учитывало практичность модели. Робот должен был пройти (проползти, пролететь) максимальное расстояние, используя для старта минимальное количество точек опоры.

Командам пришлось помаяться, прежде чем сформулировать идею. Чтобы как Архимед закричать «Эврика!», уходила львиная часть отведенного времени. На техническое воплощение, апробацию и доведение модели до «производства» оставалось до обидного мало.

Ребята из 91-й школы за час успели соорудить две модели. Первая оказалась неудачной и развалилась, пришлось ее переделывать, переклеивать и пересчитывать момент силы (тут очень пригодилась помощь учителя физики Геннадия Шалай).

Команда школы N 25 тоже испробовала несколько вариантов, прежде чем их робот-виброход, похожий на «перекати-поле», сдвинулся с места. Ребята пытались убить двух зайцев: уменьшить количество точек опоры (меньше четырех все равно не получилось) и удлинить пройденный путь. Но робот все время капризничал: то скользил на гладком полу, то разваливался на полпути.

Первой через контрольное время на старт вышла команда школы N 15. Их модель летательного аппарата называлась робот-курьер. В движение его приводил воздушный шарик. Предполагалось, что выпущенная из него реактивная струя вытолкнет модель далеко за линию старта. Идея казалась блестящей, к тому же и точка опоры — всего одна. Только при слове: «Пуск!» ракета, покружившись на месте, никуда не полетела. В зале раздался смех.

— Над изобретателями часто смеялись, — подбодрил первых участников Виктор Немчинов и дал вторую попытку.

Только и она не помогла.

Самый хитрый ход придумали старшеклассники из 29-й школы. Название аппарату они придумали — «Автовозоход». Прокатился он по деревянному полу актового зала дальше всех. И наглядно всем продемонстрировал, какое это гениальное изобретение человечества — колесо. Даже если его разомкнуть и разделить на части.

Всех хотели перещеголять старшеклассники школы N 61. Когда зал увидел их модель — ахнул. Стало понятно, что конкурентов у космической катапульты, транспортирующей капсулу с информацией, нет. Однако Виктор Немчинов ребят разочаровал. Такая модель нарушает условия конкурса. Капсула не может летать сама по себе, ее запускает та самая запрещенная рогатка. С дистанции команду сняли, но испытания аппарата все-таки провели. Мальчишки, сидящие в зале, очень хотели посмотреть, как далеко снаряд улетит.

Лучшими в соревновании 12 команд изобретателей признали ребят из школы N 29, измерения показали, что их модель проехала по залу два метра 53 сантиметра. На втором месте оказалась школа N 14, на третьем — N 25.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта