Кино по эту сторону проектора
Сергей Тарасенко чем-то похож на английского актера Майкла Фассбендера. То же спокойное достоинство и несуетность, та же сфера деятельности кино. Правда, Тарасенко находится по другую сторону экрана.
Старшему киномеханику мультиплекса «СИНЕМА ПАРК DeLUXE» никто никогда не говорил о его сходстве с Фассбендером. Потому что даже самый искушенный кинозритель, если он ходит на все премьеры в «Гудвине», вряд ли хоть раз встречал в шумной толпе этого невидимого работника индустрии — только темный силуэт мелькнет в смотровом окошке проекционной, да и то надо оглядываться, отвлекаться от экрана…
Из кинопроекционной в форме буквы «Г» под самой крышей торгового центра одновременно идет трансляция во все десять залов мультиплекса. Здесь полумрак и гул вентиляции. Мигают лампочками проекторы и звуковые процессоры, в дальнем углу тихонько трещит пленка.
— Пленочная техника у нас остались только для двух залов, -говорит Тарасенко. — Специально для тех режиссеров, что продолжают снимать на пленку, а также для проведения всяких заказных мероприятий. Вообще же, скоро все кинотеатры сети «СИНЕМА ПАРК» перейдут на «цифру». С ней удобнее работать.
В смену с десятью проекторами спокойно управляются два человека. Рабочий день в кинотеатре начинается в 8 часов. Пока в зале уборка, механики проверяют технику. Позже компьютеры сами начнут транслировать фильмы по заранее составленному расписанию, а механикам предстоит смотреть, зажегся ли экран, пошел ли звук, в конце сеанса — убедиться, что все выключилось.
Коллега Тарасенко механик Александр Шилин говорит:
— Я практически перестал смотреть новинки. Семью приведу, усажу, самому смотреть — не интересно. Нахватаешься первых и последних кадров, и в кино потом идти нет смысла.
Сергей Тарасенко успевает еще оценить яркость и цветность картинки: в прошлом фотограф, на изображение он смотрит с профессиональной точки зрения, и, как и у других фотографов, у него, конечно, есть свои предпочтения в вечном споре двух носителей.
— Кто-то видит отличия и не собирается отходить от пленки, -рассуждает Сергей. — Кто-то считает, что удобство работы с «цифрой» искупает недостатки картинки, а для зрителей, наверное, вообще нет никакой разницы.
По его мнению, максимально к «пленочному» изображению приблизилась система IMAX — пара проекторов транслирует изображение для двух глаз, так что получается объемная картина, но и в обычном режиме, говорит Сергей, по яркости такое кино не уступает пленочному.
Тарасенко устроился киномехаником в 2007 году, как раз когда цифра начала свое шествие по кинотеатрам. На старой системе с двумя постами, когда кино по очереди показывают два проектора, а механики только успевают менять да перематывать бобины, ему поработать не удалось. На современных пленочных аппаратах сейчас работать практически так же удобно, как с цифровыми -механик заранее склеивает пленку, заряжает ее в аппарат и до конца сеанса может заняться другими залами. С «цифрой» еще проще.
— Фильмы приходят к нам на жестких дисках, — рассказывает Тарасенко. — По обычному USB-кабелю перекачиваются в хранилище. Когда прокат фильма закончен, мы его удаляем, а на тот же жесткий диск дистрибьютор записывает новую картину. Не тратится ни пленка, ни время, ни место — все-таки, двухчасовой фильм — это не меньше семи бобин.
О том, чтобы сохранить фильм на потом, здесь не думают. «Ни к чему забивать архив всяким хламом», — говорит механик. Не потому, что он не любит кино, просто в рутине, когда каждую неделю появляется несколько новинок, все картины превращаются в одно длинное бессмысленное зрелище. К тому же у каждого фильма есть ключи с ограниченным сроком действия, через две недели после премьеры запустить кино не удастся.
Не получится и скачать кино для собственных нужд. Во-первых, это незаконно, во-вторых, каждый фильм весит больше сотни гигабайт…
Тарасенко когда-то пробовал собирать домашнюю коллекцию кино. Любимые режиссеры у него — Тарантино, Кэмерон, документалистка Лидия Боброва. Но потом на смену видеокассетам пришли DVD, их заменили более качественные BluRay-диски, и Сергей бросил эту затею — за технологическим прогрессом не так-то просто угнаться. Так что самый лучший вариант для кинопросмотров, считает он, — поход в кинотеатр.
В руководстве кинотеатра считают, что современные мультиплексы — наиболее разумный способ организации просмотров. Маленькие однозальники просто не потянут всех затрат — у тех же ксеноновых ламп, которые подают картинку на экран, средний срок службы — 500 часов, а стоят они несколько десятков тысяч рублей. Плюс у зрителей в таких кинотеатрах очень ограничен выбор, тогда как в мультиплексах фильмов больше и начало сеансов — каждые 15 минут: если человек не успел на один фильм, то он сможет пойти на другой.
Сергей Тарасенко считает, что старые кинотеатры все же обладали своей особой атмосферой, аурой, уютом, а распространение многозальников — просто отражение современности с ее быстрым ритмом, постоянным появлением чего-то нового… Примерно, как засилье цифровых фотоаппаратов, кинокамер и проекторов. Только вот сам Сергей до сих пор снимает на пленку.
***
фото: Сергей Тарасенко в фойе кинотеатра;Таким кино и зал механики видят из кинопроекционной