До того, как откроется выставка, или Приключения художника на Пиренеях
Я помню, как впервые увидела картины художника Александра Павлова. Это был холл тюменской филармонии, церемония открытия очередного фестиваля «Алябьевская осень», не помню уже какого «бородатого» года.
Не могу сказать, что тогда меня потрясли увиденные пейзажи. Это случилось позже. До павловского пейзажа мне еще надо было дорасти. Но уже через несколько месяцев я обнаружила, что узнаю полотна Александра Николаевича на выставках, не глядя на подпись автора. Была и есть в них та прозрачная нежность, которую Павлов испытывает к «непарадной России» — закоулкам сибирских деревень, лесам, рекам, небу, лучам закатного солнца…
Об этом много говорили искусствоведы, писали журналисты. Об этом же говорят люди, что приходят на выставки заслуженного художника России Павлова — как на родине живописца, так и за границей. Каждая выставка — это праздник. Причем для самого художника он более волнителен, чем для зрителей. Нам и в голову порой не придет, с какими трудностями приходится сталкиваться живописцу перед тем, как зрители войдут в грамотно освещенный зал, где его картины — как окна в красивейший из миров.
Вот, например, был в жизни Александра Николаевича такой случай. В рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга в одном из исторических залов Васильевского острова была организована выставка его картин, которую курировала администрация города.
— Прекрасный зал в одном из старинных особняков, — вспоминает Александр Николаевич. -Все отреставрировано, по паркету можно только без обуви ходить, чтобы не испортить. Потолки высокие настолько, что до креплений (на которые вешают картины — О.Ч.) можно дотянуться, только встав на стремянку.
Но художник оговаривается: зал великолепный, а к размещению экспозиции не очень хорошо приспособлен: нет специальной подсветки, картины не заиграют, как должны. Администрация, Александр Николаевич и его супруга София Николаевна стали искать выходы: звонили в разные организации, договаривались об оборудовании. Но в городе — большой праздник, нет оборудования, все занято. Или есть, но за большие деньги.
— В итоге дозвонились мы до частной фирмы, где нам пообещали специалиста, который приедет осмотреть зал, — рассказывает Александр Николаевич. — Действительно, приехал солидный мужчина. Увидел упакованные в коробки картины, что стояли тут же, в зале. Спросил: «Можно ли одну посмотреть?» Я показал. «А еще можно? — спрашивает. — А еще?»
Когда ему позвонило его начальство, солидный специалист, в первую очередь, сказал, что картины ему нравятся: «Классные!» И только тогда ему было дано разрешение на составление плана работы.
— Я на такую помощь не рассчитывал, — признается художник. — В какой-то момент мне даже показалось, что меня обманывают. Знаете, когда обещают все и даром? А тут специалист пообещал и крепления на необходимом уровне, и подсветку, для которой пришлось тянуть отдельный кабель, и профессионалов, которые завтра приедут и буквально за пару часов до открытия экспозиции смонтируют все необходимое.
Художник ждал с самого утра, стоял у окна и смотрел на проезжающие по улице автомобили. Был готов к тому, что никто не приедет, что придется забираться на стремянку и размещать картины на высоте четырех метров.
Но в назначенное время к особняку подъехали два автомобиля, из которых вышли люди, вытащили ящики с оборудованием и вошли в зал. Предварительно разувшись, разумеется. Впервые Александр Николаевич и его супруга видели, как работают с экспозицией настоящие профессионалы.
И вот в полумраке, подсвеченные специальными лампами, полотна — все его полевые цветы, ручьи, леса — словно повисли в воздухе, заиграли краскам и . И вошли зрители, и стали смотреть.
Что это было? Счастливый случай? Или сработало впечатление, которое создают полотна Александра Павлова? Пусть специалист частной организации и смотрел на них быстро, без всякой подсветки.
Или вот другой случай, совсем свежий. Александр Николаевич недавно вернулся из поездки в Португалию и Испанию. В Лиссабоне и Мадриде работала его выставка «Сквозь волшебный мир пейзажа». Для Мадрида выставки российских художников — редкое явление, да и Лиссабон подобными зрелищами не избалован. Посольство России и представительство федерального агентства «Россотрудничество», не так давно открывшееся в Португалии, прилагают немало усилий для того, чтобы показать российское искусство.
Павлова на Пиренеи приглашали давно. И каждый раз большим вопросительным знаком в воздухе повисало сомнение: ехать или нет? Очень хочется, но как осуществить свое желание технически?
— Это было такое «едем — не едем» на протяжении долгого времени, — говорит супруга художника София Николаевна.
И, действительно, Павлов привык перевозить свои полотна поездом, в купе. Так они ближе к автору, не потеряются, не будут испорчены. Хотя, что скрывать, есть в поездах свои неудобства. Если стоянка длится минут пять-десять, то погрузка или выгрузка полотен становится для художника практически экстремальным видом спорта.
А здесь: как сдавать картины в багаж? Тем более что бесплатно один человек может перевозить лишь 20 килограммов.
— Мы отправились в поездку втроем, — рассказывает Александр Николаевич. — Стало быть, с собой могли взять 60 килограммов багажа. Я взвешивал картины на весах! Специально менял рамы на более легкие, стараясь уложиться в норму.
О том, сколько сложностей было с покупкой билетов, с прокладкой маршрута — об этом художник даже не говорит.
Но выставка Павлова, несмотря на все хлопоты, открылась в центре Лиссабона, в залах прекрасного дворца Сейшаш, где размещается португальский культурный центр — Институт имени поэта Камоэнса. А затем — в Русском культурном центре Мадрида.
А в столице Испании — еще случай, еще волнения: пройдет ли открытие выставки благополучно?
— В день открытия я выглянул в окно, там серенько, дождик идет, — вспоминает Александр Николаевич. — Ну, думаю, ближе к вечеру закончится. А он все идет и идет. Для Испании это было стихийное бедствие. И к вечеру вода текла по асфальту рекой, люди шли в ней по щиколотку. Все, думаю. Если я, автор, обязан быть на открытии своей выставки, и пойду туда в любом случае, то люди посторонние, зрители, идти туда совершенно не обязаны. В такую погоду, когда собаку из дома не выгонишь!
… Но, войдя в зал, он увидел, как вымокшие люди стряхивают с зонтов воду, как начинают улыбаться, ходить от одного полотна к другому и улыбаться все шире. Им совершенно не обязательно знать, что пережил художник, пока вез сюда всю эту красотищу. Но вот интересно: они поняли, что он привез? Что они видят сейчас совершенно другую Россию — не ту, что обычно показывают иностранцам, а ту, которую видит простой русский человек? Наверное, поняли.
А писать испанские и португальские пейзажи Александр Николаевич не планирует. Он не исчерпал своих — сибирских ресурсов. И, скорее всего, никогда не исчерпает.
***
фото: Александр Павлов;Репродукции его полотен «Деревенский натюрморт» и «Теплый апрель».;Репродукции его полотен «Деревенский натюрморт» и «Теплый апрель».