X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Гранат как персона нон грата

Желание накормить своих родных и близких заграничными витаминами может быть опасно для собственного психического здоровья. Жаль, что предупреждают об этом не очень внятно и не все, кто обязан это делать.

… Около входа в таможенную зону аэропорта Рощино выстроилась большая очередь из пассажиров на рейс Тюмень — Гянджа. Одни ловят периодически вырывающихся из рук детей; другие перепроверяют свой багаж — как бы чего не забыть; третьи тащат сумки к аппарату, который заматывает их в целлофановую пленку. А еще надо успеть проститься с провожающими и позвонить азербайджанским встречающим, чтобы еще раз сообщить им время прилета.

В общем, никто из той очереди так и не заметил в предотъездной суете четвертинку альбомного листа, вывешенную на большом стенде где-то в самом низу и сообщающую о том, что с 16 апреля этого года из Азербайджана, а также Таджикистана и Узбекистана в Россию строго-настрого запрещено ввозить то, что раньше разрешалось. Спелые медовые груши, брызжущие бордовым соком гранаты, чуть вяжущую, но сладкую и сочную хурму, хрустящую айву.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору назвала все это менее вкусно: продукция, карантинная для Российской Федерации. Без специальной документации, а просто так — в ручной клади или багаже -привезти ее с собой, пусть даже в количестве нескольких плодов, из заграничной поездки нельзя.

По словам Юрия Сарыгина, начальника отдела карантинного фитосанитарного контроля управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югре, распоряжение это возникло не на пустом месте. Перечисленные в запрете страны считаются карантинной территорией, откуда в Тюмень нередко попадают зараженные фрукты, овощи и растения. Поэтому теперь приходится отсеивать их таким кардинальным образом, чтобы местным аграриям потом не пришлось ломать голову — как победить заграничный сорняк, споры которого прилетели вместе с гостинцами для чьих-то детей или внуков.

Собственно, люди заинтересованные обо всем этом наслышаны. Корреспонденты «ТК» как-то даже лично встречали вместе с таможенниками и инспекторами Россельхознадзора рейс из Таджикистана. Таможенники проверяли чемоданы, просвечивая их специальным рентгеном. Если замечали что-то подозрительное, то заставляли распаковывать багаж. Запрещенные к ввозу фрукты и их владельцев отправляли к карантинным инспекторам — те оформляли акт и предлагали пассажирам подписать согласие на уничтожение фруктов. Процедура, понятное дело, неприятная. Как это? Ты выбирал, покупал или сам снимал с дерева, аккуратно запаковывал, чтобы не побить, тащил, в конце концов, а их раз — и в топку (всю запретную продукцию сжигают в печи).

Понятно, что у многих сдают нервы. Тем более, у тех, кто о новом запрете ничего не слышал.

— Но мы подготовили специальные памятки, которые должны лежать на стойках в таможенной зоне, — говорит Юрий Сарыгин. -Другой вопрос, что пассажиры могут их не заметить или полениться прочитать. По-человечески это понятно — кто-то устал с дороги, кто-то переживает из-за предстоящего полета. А делать объявление по громкой связи мы, к сожалению, не имеем возможности, потому как в аэропорту — всего лишь приглашенная сторона.

Поэтому пассажиры благополучно минуют и второе немое предупреждение. По вполне объяснимым причинам.

Одна надежда, что о возможном российском «сюрпризе» их предупредят в аэропортах Азербайджана, Таджикстана или Узбекистана. Тоже, конечно, будет обидно. С фруктами-то все равно расставаться придется, но в таком случае их хотя бы не нужно везти на себе и платить за перевес.

… Аэропорт города Гянджи. Пассажиры торопятся на рейс до Тюмени. Сотрудник местной таможенной службы любезно делает им скидку на перевес фруктов. Небольшую, но все же — вроде как заботится. При этом широко улыбается. Ладно, что не смеется.

— На государственном уровне между Россией и перечисленными тремя странами есть договоренность, что при вылете представители карантинных территорий тоже должны информировать пассажиров о действующем законе, — комментирует Юрий Александрович.

Но, наверное, для тех это невыгодно. Во-первых, куда потом девать фрукты-«отказники» (некоторые, вспылив, могут оставить их прямо посреди аэропорта)? Во-вторых — на незнании отдельных людей можно неплохо заработать.

А тюменские таможенники потом чуть ли не силком выуживают из багажа пассажиров, прилетевших из теплых стран, безобидные на первый взгляд груши и гранаты.

… Аэропорт Рощино. Пассажиры рейса Гянджа — Тюмень идут к выходу из зоны таможенного контроля. Кого-то не выпускают. Старший инспектор отдела карантинного фитосанитарного контроля Мария Филиппова пополняет свой список именами двух пассажиров, которые везли с собой в отдельных коробочках несколько килограммов фруктов — «прямо с куста». Показывает им на листок с плохо пропечатанным текстом апрельского распоряжения, обреченно выслушивает возмущенную тираду. Отвечает:

— Мы не можем ничего поделать, так положено. Я должна составить акт изъятия, только после этого вы получите свои паспорта.

Да, есть еще один вариант искупить свою нечаянную вину перед законом — отправить фрукты обратно, по месту прописки. Правда, выльется это в кругленькую сумму. Мало кто на подобное идет.

— А если кто-то сомневается, что фрукты на самом деле уничтожаются, он может либо присутствовать при этом, либо позже запросить документы, где есть подписи всех участников этой процедуры — печника, в том числе, — и получить видеозапись сожжения, — говорит Юрий Сарыгин. — Есть люди, которые так и делали.

Сомнительное удовольствие! Вряд ли такой фильм станет приятным напоминанием о каникулах, проведенных в теплой южной стране.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта