Уйма овощей и немного пресно
В Тюменской филармонии состоялся необыкновенный концерт.
Каждый раз перед выступлением музыкантам Венского овощного оркестра, вооружившись ножами поострее, приходится заново готовить свои музыкальные инструменты. Перед началом гастролей в каждом городе они первым делом идут на рынок, где закупают, как в стихотворении Юлиана Тувима, «картошку, капусту, морковку, горох…» Вся эта еда в их руках и становится инструментами.
Обычно для того, чтобы оркестр заиграл полноценно, требуется около 150 килограммов (!) различных овощей. Наибольший спектр звучания дает морковь — из нее получаются разнообразные флейты, дудочки, ксилофоны, другие ударные и духовые инструменты или их детали, у которых не всегда есть точное название. Большой простор для импровизации дают также тыква и кабачок. В зависимости от размера и формы, степени созревания и способа обработки, они могут быть и флейтой Пана, и африканским тамтамом, и ирландской бузукой, и австралийской диджериду.
Музыканты признаются, что они и сами не всегда точно представляют, что получится в результате работы над овощем. На звучание самодельного инструмента могут оказать влияние самые разные факторы, от погодных условий до влажности воздуха в концертном зале. Да и музыкального полуфабриката, обладающего всеми нужными качествами (не вкусовыми, а звуковыми), может не найтись.
Например, морковка должна быть только длинная и прямая, а тыква приветствуется строго определенной формы. Если звук требуется ниже, то морковь должна быть сорта каратель, а если выше — обязательно ровная, тонкая и не сучковатая.
Впрочем, музыканты говорят, что у них такой богатый опыт (15 лет уже работают с корнеплодами), что могут заставить заиграть любой овощ. Иногда приходится идти на поводу у природных форм, которые сами диктуют, какие из них могут выйти музыкальные инструменты.
В зависимости от получившегося состава оркестра, на ходу формируется и программа выступления, которая, как ни планируй, все равно состоит из сплошных импровизаций. Благо, что творческий диапазон «Венского овощного» очень широк — от фри-джаза, экспериментальной электроники до этнического и тяжелого панк-рока.
Всего в состав оркестра входят семеро мужчин и пять женщин, но на сцену нашей филармонии вышли только девять музыкантов. Причем, концертной их одежду вряд ли можно было назвать. Увидев такие костюмы где-нибудь на улице, можно было подумать, что встретил грузчика с овощной базы. Первоначально эта заметная небрежность внешнего вида вызывала у зрителей легкий шок, но потом она стала вполне объяснимой. Во-первых, ничто не должно отвлекать от созерцания самих инструментов, а во-вторых, концертное платье смотрелось бы смешно рядом с капустными листьями, луковой шелухой и нечищеной картошкой.
Идея возникновения овощного оркестра возникла, по словам гостей из Австрии, случайно. Как-то раз в компании друзей они готовили салат. И чуткому музыкальному уху звуки при нарезке продуктов показались интересными и даже зажигательными. Так родилась идея открыть слушателям «мелодии садов», рождающиеся из непривычного материала.
В программу тюменского концерта венцы включили десять мелодий в разных стилях и направлениях. Звучали ирландские напевы, навеваемые. болгарским перцем, флейтой-морковью и ритмичной тыквой. Исполнялся музыкальный триллер «Ночные тени», где глухие звуки шагов во тьме издавал баклажан, а мистический стук и скрежет — лук-порей. Пробегало по траве-мураве (ее шелест изображал пучок петрушки) «Карманное стадо животных». Ритмы в стили регги с островов Карибского моря выбивал огурец, который толкли в ступе. Трепетно бились сердца из латука и пели райские птицы в саундтреке к фильму «Бразилия».
Музыканты продемонстрировали и тяжелый немецкий краут-рок (для чего потребовалось искрошить в пыль четыре крупных кочана капусты). И даже произведение Игоря Стравинского «Священная весна», точнее, его подобие, вошло в репертуар. Приятен уху был шелест луковой шелухи, напоминающий шум дождя. Слышались цоканье каблучков по мокрому асфальту, шум проезжающих по лужам машин (все эти звуки, в зависимости от частоты вращения, издавали… дрели, на сверла которых были нанизаны коренья).
Но окончательно голод на экспериментальную музыку слушатели утолили в произведении в стиле диско, исполненном на бис. «Просто у нас остались овощи», — объяснили музыканты. И в первые ряды со сцены покатились картошка, капуста, какая-то крупа, горох… Этот грохот, стук и шелест вплетался в другие ритмичные звуки, придавая произведению необычное звучание.
Однако назвать все услышанное «вкусным», радующим ухо истинного музыкального гурмана, наверно, нельзя. Мелодичности в импровизированных овощных инструментах — маловато, диапазон их звучания ограничен, в результате музыка при всем разнообразии жанров получается какой-то «диетической».
Впрочем, наверно трудно ожидать чего-то другого от таких пресных продуктов, как овощи.
***
фото: Каждое выступление Венского овощного оркестра — сплошная импровизация;В качестве ударных инструментов сгодится и небольшой корень сельдерея, и довольно крупная тыква;И у хруста капустного листа есть своя музыка