Не нужен им берег московский
Путь инновационных предприятий от создания опытных образцов до выпуска первых партий изделий иногда называют… «долиной смерти».
Если компания изготовила опытный образец, то, значит, уже вложены большие средства, а дальше расходы будут только возрастать -на испытания продуктов, закупку промышленного оборудования, аренду цехов… При этом нет никаких гарантий, что средства окупятся.
— Изобретатели знают, каким сложным и опасным может оказаться этот путь, — сказал Алексей Санников, председатель областного комитета по инновациям, на пресс-конференции в пятницу. -Но главное — необходимость в помощи инноваторам понимают и областные власти.
В этом году финансирование программы развития научно-инновационной сферы в Тюменской области увеличилось с 15 миллионов рублей до 63-х. Расширились виды господдержки — кроме субсидий из областного бюджета, изобретатели получают деньги по программам Минэкономразвития. При этом сами инноваторы должны вложить определенную долю средств, что, по словам Санникова, дисциплинирует, остужает горячие головы, а для государства служит показателем серьезности намерений изобретателя.
Например, компания «Сиб-Строй-Экология» получила пять миллионов рублей из областного бюджета, и в сентябре смогла открыть производство бентонитовых матов — гидроизолятора для промышленных и бытовых нужд. Эту компанию, а также фирму «ИН-ТЭС», что изготавливает погружные насосы нового поколения, Алексей Санников назвал «потенциальными игроками международных рынков».
На вопрос журналистов о конкурентоспособности наших продуктов, Алексей Германович ответил:
— Да, за рубежом есть аналоги некоторых разработок. Но тюменские инноваторы могут выиграть и за счет цены. В случае «Сиб-Строй-Экологии» фактор удешевления продукта — это близость залежей бентонитовой глины, для «ИНТЭСа» — географическая близость заказчиков. Особые преимущества у тюменского региона появляются с развитием Тобольского нефтехима и сопутствующих ему производств.
В компании «ИНТЭС» изобрели новый механизм управления погружным насосом нефтяных скважин. Технология, с одной стороны, позволяет экономить ресурс двигателя, с другой — берет из скважины максимум, который она может дать. Высокая перспективность разработки позволит компании претендовать на отдельную производственную площадку, построенную за счет областного бюджета с привлечением иностранного инвестора. Для остальных изобретателей планируется возвести универсальные цеха, где они смогут заниматься производством без оглядки на высокую арендную стоимость помещений.
— Инноваторы, зная о возможностях, которые дает государство, даже не смотрят на сторону, — говорит Санников. — Поэтому у нас нет крупных сделок с венчурными фондами, а идеи, родившиеся в Тюмени, и развитие свое получают здесь.
Венчурные инвесторы приходят, говорит Алексей Германович, когда готов промышленный образец, а предприятие вплотную подошло к масштабному производству. Взамен денег инвестор просит контрольный пакет акций. Изобретатели же, много лет пестующие свои проекты, на такое если и пошли бы, то с большой неохотой. Похожая история с московским инновационным центром «Сколково»: там дают 30-миллионные гранты на изготовление опытных моделей и значительные налоговые льготы, но при обязательном условии — физическое присутствие инновационной компании в «Сколково».
Тем не менее, региональная инновационная структура не собирается замыкаться в себе. С московским центром ведутся переговоры о возможности софинансирования испытаний безаэродромного самолета «Бэлла» Александра Филимонова — сумма в 260 миллионов, что требуется для испытаний, неподъемна для областного бюджета.
Кроме того, Тюменская область, вероятно, войдет в Ассоциацию инновационных регионов России — своего рода коллективный эксперт передовых разработок. По словам Санникова, это наиболее авторитетный институт оценки инновационной деятельности — у тюменских кулибиных, с одной стороны, повысится статус, с другой — появится еще больше вариантов развития.
***
фото: Резиденты Технопарка — компании «Фирма Тюмень Эковата» и «Промышленный минерал».;Резиденты Технопарка — компании «Фирма Тюмень Эковата» и «Промышленный минерал».