От колотушки — до современной сигнализации
В детстве, приезжая на каникулы в деревню, я каждый день донимала своих тамошних родственников вопросом: когда же мы пойдем на ночное дежурство?
И вот, наконец, наступало то долгожданное утро, когда на забор нашего двора вешали деревянную колотушку. Соседи передавали ее друг другу как эстафетную палочку. Это значило, что пришла наша очередь «колотить» по деревне — с вечера и до самого рассвета.
Понятно, взрослые брать меня с собой в дозор не хотели. Не то, чтобы боялись за мою сохранность (хулиганов-то в деревне и не было — спасибо народным дежурствам), а переживали, что устану и засну. Тащи потом, кроме колотушки, еще и меня! Но я стойко держалась. И жутко не выспавшаяся, но гордая, весь следующий день хвасталась местным мальчишкам, что в ту ночь из школьного сада не потаскали яблоки только потому, что я очень громко колотила и всех распугала!
… И вот вчера в управлении вневедомственной охраны УМВД РФ по Тюменской области я узнала, что именно с такого нехитрого приспособления начиналась профессиональная милицейская охранная служба — еще 60 лет назад. Деревянная колотушка (она похожа на разделочную доску, к которой привязан шнурок с деревянным же грузиком) стала одним из экспонатов музея, который открыли в здании УВО как раз к юбилею.
— Раньше, когда жители сел и городов слышали звуки таких колотушек, они засыпали спокойно, потому что знали — сторожа на посту, и ничего страшного не случится, — проводит экскурсию по новому музею его вдохновитель и создатель Николай Козлов, ветеран МВД, подполковник в отставке. — Потом участки, подотчетные сторожам, стали называть околотками.
Так и «околачивались» по улицам первые сотрудники вневедомственной охраны. Кроме деревянных пугачей, при них были винтовка Бердана (она же — «берданка»), дробь-«бекасиновка» для заряда и. подкова в кармане.
— На самом деле, мало кто из охранников рисковал и пользовался винтовкой, — поясняет этот необычный набор Николай Федорович. — Потому что в прошлые времена ни в коем случае нельзя было повредить предполагаемого преступника. Это же покушение на жизнь советского человека получалось! И прокуроры строго следили за тем, сколько дроби сторожа заряжают в винтовку. Если чуть больше положенного, то и с работы погнать могли. Так и появилась хитрая уловка заряжать… солью: и действенно, и урону большого нет! А подкову в кармане носили на всякий случай — чтобы припугнуть ею можно было…
Сторожа прошлых лет вообще частенько брали преступников на испуг — да так виртуозно, что никакого оружия не надо было. На одном из стендов размещена чуть ли не главная местная достопримечательность -длинная деревянная дубинка, на которой написано «дрын Желнина». Дрыну этому — уже полвека. И сохранили его последователи Никандра Желнина (в 1965 году дежурного отдела вневедомственной охраны Калининского РОВД города Тюмени) не случайно.
— Фронтовик, минер, потерявший на войне кисти обеих рук, он умудрился с помощью этого дрына задержать преступников, которые находились в розыске, — говорит Николай Козлов.
Никандру Желнину, который был в РОВД на ночном дежурстве, позвонил стоорож небольшого магазинчика, сказал, что к нему забрались несколько воров. Что с ними делать в одиночку, он не знает. Ну, Никандр Григорьевич и пошел на подмогу — у крыльца участка прихватил тот самый дрын, которым дежурные обычно распугивали уличных собак, когда выходили в дозор.
Перехватив эту дубину, как винтовку, он крикнул ворам: «Стоять, ни с места, стрелять буду!» Не разобравшись в темноте, перепуганные злоумышленники заложили руки за голову и так и дошли до участка под прицелом деревяшки. Когда поняли, что «прокололись», уже было поздно.
Отчаянного Желнина за этот ночной подвиг наградили орденом Красного Знамени. Ордена этого в арсенале музея, к сожалению, нет — наверное, он хранится в семье Никандра Григорьевича. Зато есть много значков, знаков и памятных медалей на милицейскую и охранную тематику, которые подарил ветеран МВД Александр Шулинин. За каждым из маленьких экспонатов — большая история.
— В моей коллекции несколько тысяч значков и памятных медалей, — говорит Шулинин. — На них я тратил и сейчас трачу все свободное время и свободные деньги. Что-то мне, правда, дарили, что-то получалось обменивать. Вот, например, значок вневедомственной охраны города Муравленко (в ЯНАО — М.С.). Туда я ездил в командировку и заприметил на лацкане одного ветерана такой. Уж как я к нему привязался, что он все-таки нашел один лишний значок для меня!
… Вот так и собирали весь музей, говорит старший инспектор организационно-аналитического отдела УВО Елена Сулимова, — с миру по нитке: документы, фотографии, биографии.
— Это же все теряется, и со временем ничего из этого было бы просто не найти и не восстановить, — рассказывает она. — Поэтому, я считаю, наш музей берет на себя большую миссию по сохранению истории — не только службы вневедомственной охраны, но и людей, которые были преданы своей работе.
Первыми посетителями нового музея стали журналисты, ветераны службы и заместитель начальника областного УМВД Сергей Сидаш. В будущем же, делится планами Елена Сулимова, сюда пригласят школьников. Здесь же будут выдавать табельное оружие новым сотрудникам, объявлять благодарности отличившимся и. делать выговоры провинившимся. Чтобы им было совестно перед 60-летней историей службы.
***
фото: Форменная одежда и служебное оружие в руках манекена;Николай Козлов демонстрирует одну из достопримечательностей музея — «дрын Желнина»;Александр Шулинин