Все разные — тем и интересны друг другу
Вчера в малом зале городской администрации звучала арабская речь.
Нет, сюда не приехала делегация из Саудовской Аравии. Собрались коренные жители области, которые исповедуют ислам и хотят, чтобы общество принимало и понимало их религиозные убеждения.
Изначально предполагалось, что на заседании круглого стола, тему которого обозначили как «Возможности мусульманской общественности по укреплению позитивного влияния ислама на сферу общественно-религиозных отношений в Тюменской области», будет обсуждаться проблема взаимопонимания между разными религиозными конфессиями и светским населением. Однако беседа получила совершенно иной поворот. Не сказать, что неожиданный, потому что проблема, о которой заговорили вчера во всеуслышание, назревала давно. Вот только раньше ее обсуждали в довольно узких кругах, не решаясь выносить сор из избы.
— На самом деле нам должно быть стыдно, что не мы сами -представители всех духовных мусульманских управлений области — собрались вместе, а что собрать нас и подтолкнуть на диалог вынуждены были власти, — взял слово представитель духовного управления мусульман Тюменской области Руслан хазрат Абдулов. -Получается, что у нынешних мусульман не хватает мудрости решить вопросы между собой.
Действительно, мусульманская община области давно распалась на несколько «лагерей». В некотором смысле — противостоящих. Конечно, никто друг против друга с транспарантами и публичными обвинительными речами не выходит. Но те мусульмане, которые еще только-только приобщаются к религии, нередко могут услышать от своих наставников: «Ты в эту мечеть не ходи, ходи лучше в другую».
— Я сам часто слышу от своих земляков-татар, что, дескать, какая-то мечеть неправильная, потому что в нее ходят «черные», -продолжает Руслан хазрат Абдулов. — А давно ли татары стали белыми? Это прямо-таки национализм какой-то!
Согласился с Абдуловым и имам мечети «Врата Сибири» (что на улице Мельникайте) Динислам хазрат Сагитов.
— Иногда спор между представителями разных мусульманских течений сводится к абсурдному, -заметил он. — Например, начинают спорить о вещах, не имеющих принципиального значения, — у кого штаны короче, а у кого борода длиннее. Это все уводит вновь пришедших в ислам от сути религии. Вся проблема — в отсутствии религиозной грамотности, которая передается от старшего поколения младшему. И этот круг невозможно будет разомкнуть, пока у нас не появятся религиозные учебные заведения, где представители разных духовных управлений станут преподавать традиционный ислам.
Об открытии такого медресе в селе Ембаево говорят уже давно. Но даже если долгожданное всеми мусульманами событие наконец-то случится, то и это будет лишь каплей в море.
— Но и роптать нам было бы не совсем правильно, — возражает тобольский имам Ибрахим хазрат Суков. — Помню, когда я только приехал в Тюменскую область, здесь было всего две мечети — одна в Тюмени, другая в Тобольске. Сейчас около ста! Мы должны во благо использовать то, что у нас есть. И вместо того, чтобы пойти и указывать другому мусульманину, что он неправильно читает молитву, посмотреть сначала — а читают ли ее вообще в твоей собственной семье?
Вспомнили на круглом столе и о Советском Союзе. По словам Игоря Боброва, заведующего кафедрой политологии ТюмГУ, его призрак все еще ходит за нами по пятам. Несколько десятков лет атеизма не прошли даром — отсюда и масса заблуждений и предрассудков. Как у людей светских, так и у верующих.
— Подобная проблема существует не только в мусульманской конфессии, но и во всех других, — говорит Игорь Бобров. — Мы только начинаем свыкаться с тем, что каждый человек вправе сам выбирать образ жизни. И поэтому резко реагируем на тех людей, которые хоть чем-то не похожи на нас самих.
— Хотя, — присоединился к беседе председатель Казыятского управления мусульман Тюменской области Фатых хазрат Гарифуллин, — в Коране сказано: «Я создал вас разным цветом кожи, говорящими на разных языках, чтобы вы познавали и уважали друг друга. Сотрудничайте в добре и благочестии, но не помогайте в грехе и вражде».
Собственно, точнее и не скажешь. Вчера в малом зале городской администрации много цитировали священную книгу мусульман — как на русском, так и на арабском языке-первоисточнике. Причем делали это не только представители религиозной конфессии, но и люди светские — ученые и общественные деятели.
В результате, сошлись на том, что лучшего учебника по исламу еще не придумано. Получается, что тем, кто внимательно прочитает Коран, и спорить-то будет, собственно, не о чем.
— Мусульмане просто обязаны найти общий язык между собой, -призвал Игорь Бобров. — В противном случае, донести смысл религии до людей, далеких от ислама, будет просто невозможно — с такими-то противоречиями внутри самой общины.
***
фото: Во время встречи.