Пирожки из печки бабы Лизы
Жительница деревни Ворониной Елизавета Яковлевна выносит в сени еще горячие пирожки — из своей печи. Угощает корреспондентов и пожарных инспекторов.
Такой радушный прием для сотрудников отдела надзорной деятельности МЧС — редкость. К своим печам жители частного сектора допускают проверяющих с неохотой. Не сказать и того хуже. Ладно, если вообще дверь откроют, а то, разглядев нежданных и незваных гостей в окно, могут и вовсе сделать вид, что дома никого нет. А значит, и спросу ни с кого быть не может.
— Жилище — это частная территория, — говорит заместитель начальника 13-го отдела надзорной деятельности ГУ МЧС Юрий Сучков. — Поэтому, если хозяева не пускают, зайти мы туда не имеем права, даже если есть подозрения, что печь в этом доме установлена с нарушениями правил пожарной безопасности.
Подозрения у опытных, с наметанным глазом, инспекторов рождаются, понятное дело, не на пустом месте.
В дверь к Елизавете Яковлевне Юрий Витальевич постучал вчера не случайно: обратил внимание, что дымоходная труба на крыше дома — железная. А должна быть кирпичная. Иначе и до беды недалеко: в один день (какой-нибудь особенно холодный) от сильной топки железо может раскалиться, и от этого жара загорится кровля.
— Нет, вы что — мы такого не допустим! — уверяет хозяин дома Виктор, сын бабы Лизы. — Я всю жизнь в частном доме прожил, поэтому печное дело как свои пять пальцев знаю! Все печки своими руками клал, сам за ними слежу, сам дымоход чищу…
В хозяйстве у Виктора не одна печь, потому что на один двор — два дома, материнский и его собственный.
— А труба почему такая? — спрашивает Юрий Сучков. — Вы же наверняка понимаете, что она не безопасна. Поставите кирпичную, и беспокоиться не придется ни о чем!
— Да понимаю я, — тихо говорит Виктор, — но денег сейчас нет на кирпич. Мы уж это… Будем приглядывать за нашей трубой, ничего страшного не случится — столько лет служила и еще послужит!
В том-то и беда, скажет чуть позже Сучков, — у многих жителей частного сектора хватает опыта управляться с печами, а вот средств на их ремонт и обновление порой недостает. Выписывать им сверх этого еще и штраф? Как-то совсем бесчеловечно. Но и оставлять в опасности — тоже неправильно.
— Вы за нас не переживайте, — машет рукой баба Лиза. — Ой, я такая аккуратистка, поэтому люблю, чтобы у меня все не только чистенько было, но и исправно! Вот сын и смотрит печи по нескольку раз в год, белит, чистит их…
И правда, к самим печам этого дома (не считая трубы) у инспектора Сучкова претензий нет — установлены грамотно, и видно, что приглядывают за ними как следует.
— Только вот дрова давайте отодвинем подальше, — советует Юрий Витальевич. И помогает Елизавете Яковлевне перенести несколько чурочек подальше от горячего беленого бока печи.
— Такая привычка — просушивать дрова возле печи — частенько играет с селянами злую шутку. Не успеешь оглянуться, а дрова не только просохли, но и… загорелись, — комментирует инспектор.
Уже на выходе нас догоняет баба Лиза, угощает, говорит, что завтра у нее день рождения. Дескать, тьфу-тьфу-тьфу, столько лет прожила без пожаров и очень надеется, что и дальше будет так же.
Пожарные тоже надеются. Правда, все чаще их надежды разбиваются о непреклонную статистику. За девять прошедших месяцев на территории Калининского округа (а инспекторы проверяли вчера именно его) произошло 96 пожаров в частных домах, 23 из них — из-за неправильной эксплуатации печного оборудования.
К счастью, семью Людмилы Иосифовны и Александра Ивановича это обошло стороной. Инспекторов пожилые супруги гнать тоже не стали. Запустили в дом, показали, рассказали, что печку последний раз перекладывали где-то лет десять назад. До сих пор на нее нет никаких жалоб. Топит исправно.
— Срок эксплуатации печи, если за ней правильно ухаживать, действительно, не ограничен, — соглашается Юрий Витальевич. — Особенно, если печь кирпичная — она самая надежная.
Однако и все самое надежное иногда дает сбой. Вот появится в печи трещина — и все. Поэтому инспекторы и ходят непрошеными гостями по чужим дворам. Не ради штрафа (от одной до двух тысяч рублей за нарушение требований пожарной безопасности), а для того, чтобы еще раз напомнить прописные и такие важные истины. Но далеко не все жители частного сектора бывают готовы к незапланированной лекции.
Поэтому вчера в деревне Ворониной для инспекторов открылись не все двери. Только лаяли во дворе — в ответ на стук и голоса — злые, если верить табличкам на воротах, собаки.
***
фото: Елизавета Яковлевна;Юрий Сучков и его коллега Яна Дюжинская;Александр Иванович;С наступлением прохладной погоды деревня Воронина начала топить печи.