Кто сбережет энергосбережение?
Может, кто-то уже и забыл, но у нас в городе есть энергосберегающий квартал. Депутаты городской Думы решили поинтересоваться достигнутыми там успехами и, заодно, возникшими проблемами.
Пилотный проект «Энергосберегающий квартал» как часть проекта «Энергоэффективный город» стартовал в Тюмени два года назад. Его целью было отработать технологии внедрения энергосберегающих решений на базе одного из районов для последующего распространения опыта в более крупных масштабах — города, области или нескольких регионов России.
Начиналось все хорошо — громко, мощно, убедительно. Но, раскрутившись, «пилотный» маховик начал работать как-то не так. Добиться максимального КПД от него оказалось не просто. Нашлись тому объяснения, объективные и субъективные причины.
Прошлой осенью, через год после старта проекта, коммунальщики уверяли, что говорить о результатах еще рано, надо дождаться окончания отопительного периода, тогда будет виден эффект. Но человеческий фактор и здесь оказался сильнее теоретических и экономических выкладок.
Подрядчики вели капремонт домов не так быстро, как хотелось бы. Сроки срывались, переносились. На октябрьском заседании постоянной комиссии по жилищно-коммунальному комплексу и благоустройству в повестку дня снова был включен вопрос о ходе реализации долгосрочной целевой программы «Энергоэффективный город».
После информации, предоставленной департаментом городского хозяйства, выяснилось, что и этой осенью говорить о результатах преждевременно. Капитальный ремонт домов в квартале не закончен. По трем объектам (Холодильная, 134, Седова, 66, и М. Тореза, 1) строители, вроде бы, все сделали, но до сих пор не оплатили штрафные санкции за нарушение графиков. В штрафах увязли и подрядчики на других трех объектах (Карская, 23, Республики, 88, и Шиллера, 22). Затянулся ремонт кровли с фасадом и в доме по улице Республики, 86, начатый аж в 2010 году.
Хотя в целом по городу, как сообщил Александр Шпиренко, директор департамента городского хозяйства, успехи в сфере энергосбережения — неплохие. Проведены обследования, составлены энергопаспорта объектов, проводятся мероприятия в сфере теплоснабжения (ожидаемый эффект за счет снижения аварийности здесь должен составить около 19 миллионов рублей). Продолжается установка общедомовых приборов учета тепла, до конца года их установят 507 штук (в 82-х из двух тысяч многоквартирных домов они уже есть). Появились новые электросчетчики в 331-й многоэтажке.
— Мы говорим об «энергоэффективном квартале» три года. А работы там все не заканчиваются. Эффект когда увидим? — спросил депутат Александр Захаров.
— Работы там почти закончены. Эффект будет, — ответил Шпиренко.
— Будет или уже есть? — то ли уточнил, то ли прокомментировал полученный ответ Захаров. И тут же пояснил свой скепсис:
— Я знаю, что жители квартала до сих пор оплачивают тепло и воду по нормативу. Почему же они не рассчитываются по приборам учета, которые установили два года назад?
— Да, действительно, почему? — поддержал коллегу Николай Романов, председатель постоянной комиссии.
Шпиренко объяснил, что те управляющие компании, которые заключили договор с ресурсоснабжающими организациями, расчет ведут по приборам, а те, что договор не заключили и счетчики не ввели в эксплуатацию, — рассчитываются по старинке — по нормативам.
Никто после такого комментария не уточнил: «Какой же пример тогда показывает энергоэффективный квартал? И какой опыт он распространяет?»
Депутат Александр Григорьев спросил о другом:
— Как ведется в городе работа с населением по установке общедомовых приборов учета?
Или эту часть программы энергоэффективности постигнет та же участь, что и «пилотный» квартал?
Александр Шпиренко сообщил, что делается все возможное. Средства массовой информации на эту тему пишут…
Захаров постарался сместить акценты в нужном направлении:
— Установкой общедомовых приборов учета теперь занимаются ресурсоснабжающие организации. Знаете ли вы о том, что тепловики ведут неправильную практику? Они требуют от управляющих компаний заключить с ними договор и оплатить установку приборов учета! Это полностью идет вразрез с федеральным законом!
По реакции Шпиренко на реплику можно было бы предположить, что о подобной ситуации он слышит впервые.
— Если у вас есть такие факты — дайте знать, мы примем меры, — спокойно сказал он.
— Действия ресурсоснабжающих организаций — только одна часть вопроса, другая — почему даже там, где приборы установлены, ими не пользуются, — продолжил тему Николай Романов. — И третья: почему средства, выделяемые на капремонт, стали вдруг составной частью программы энергоэффективности? Кстати, на эти цели в бюджете 2012 года предусмотрено всего 28 миллионов рублей. Что можно сделать на эти деньги?
Подведя итоги обсуждения, Романов высказал общее мнение: «Пора переходить от теории к практике». И в следующий раз, порекомендовал он Шпиренко, когда комиссия будет рассматривать этот вопрос, «не зачитывать голой теории — говорить только о фактах».
***
фото: Тот самый энергоэффективный квартал.