Девушка, которая считает и славно пишет…
Проблема женского образования — вот что волновало народных избранников ровно сто лет назад.
18 октября 1912 года состоялось очередное, 36-е заседание Думы, которое открыл городской голова П.И. Никольский.
Один из вопросов, рассмотренных гласными, касался открытия в Тюмени Высшего начального женского училища.
В начале октября 1912 года в городской управе под председательством Никольского состоялось заседание школьной комиссии в составе Г.И. Горбунова, Т.К. Огибенина и представителей приходских училищ М.П. Ганиевского, А.А. Кудрявцева и С.А. Остякова. Предметом обсуждения стало отношение инспектора народных училищ А.Н. Тиховского, сообщавшего, что срок предоставления ходатайств об открытии высших начальных училищ назначен не позднее 1 декабря 1912 года. В связи с этим инспектор просил ускорить решение об открытии в Тюмени Высшего начального женского училища вместо предполагавшегося Мариинского.
История вопроса началась еще в 1911-м. Дело в том, что в течение нескольких лет Тюменская женская гимназия была переполнена и не имела возможности дать образование всем желавшим. При каждом классе, до седьмого включительно, были открыты параллельные отделения. Проблему могло бы решить открытие в городе прогимназии с тремя младшими первыми классами или 4-х классным городским женским училищем, так как наплыв учениц наблюдался главным образом в первые классы, являвшиеся пределом образования для многих детей из бедных семей.
Городская власть дала принципиальное согласие на учреждение училища, но без отпуска каких-либо средств из казны на его содержание. По городской смете 1912 года на нужды народного образования запланировали израсходовать более 122 тысяч рублей при общем бюджете в 454 240 рублей. Денег на дополнительную статью расходов просто не было.
Директор народных училищ Тобольской губернии Г.Я. Маляревский, вникнув в проблему тюменцев, подсказал, что финансовую помощь от государства можно было бы получить при условии открытия в городе женского Мариинского училища Министерства народного просвещения.
В качестве справки напомним, что «элементарные женские школы особого типа» возникли по мысли вдовствующей императрицы Марии Федоровны в 1882 году. Училища являлись открытыми учебными заведениями, предоставлявшими общее законченное образование (без иностранных языков). Сюда принимались девицы без различия сословий и вероисповеданий, в возрасте от девяти до 11 лет, за плату 30 рублей в год. За четыре года предполагалось изучение следующих предметов: Закон божий для православных, русский язык, арифметика, география и история России, естествознание, чистописание, пение, рукоделие.(1)
Такая постановка вопроса устраивала всех, и на январском заседании городской Думы 1912 года гласные выразили согласие на учреждение в Тюмени Мариинского женского училища с обязательством предоставления от города помещения и его капитального ремонта.
Казалось бы, выход из затруднительного положения найден. На представление, направленное в Министерство народного просвещения в июле того же года, был получен ответ. Сообщалось «о нецелесообразности выхода в законодательные учреждения с представлением об открытии в городе Тюмени нового Мариинского женского училища, так как все уже существующие училища будут преобразованы в высшие начальные».
Закон о высших начальных училищах Высочайше утвердили 25 июня 1912 года.(2) Курс обучения в училищах должен был составлять четыре года. Лица, окончившие училище или очередной класс, имели право поступить в следующий класс женской гимназии при условии сдачи экзамена по иностранному языку там, где он входил в обязательный предмет программы обучения. Если, в частности, коснуться Тюменской женской гимназии, где изучение иностранных языков не являлось обязательным, то окончившие курс высшего начального женского образования могли поступить в пятый класс гимназии без экзаменов.
Стоимость содержания Высшего начального училища по штату определялась в сумму 7 190 рублей, не считая тех денег, что требовались на помещение под училище и квартиру заведующему.
Всесторонне обсудив вопрос, члены школьной комиссии посчитали открытие училища «в высшей степени желательным».
С учреждением училища часть учениц гимназии могла бы разместиться на новом месте, а сама гимназия благодаря этому — разгрузиться.
За решение вопроса в положительном смысле высказались и члены управы, но принять на себя расходы по содержанию училища не позволяла скудость городских доходов. «А потому, — считали они, — одновременно с ходатайством об открытии училища должно было быть возбуждено и ходатайство о принятии содержания училища на счет казны». Также со стороны города было выражено согласие выделить помещение до постройки собственного казенного здания.
Согласившись с мнением школьной комиссии и управы, Дума постановила возбудить ходатайство об открытии в Тюмени на средства казны Высшего начального женского училища, с обязательством предоставления городского помещения для временного пользования.
1. СИФ ГБУТО ГАТО. N 1379. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, Т.18а. — СПб, 1896 — с. 627.
2. СИФ ГБУТО ГАТО. N 2091. Собрание узаконений и распоряжений правительства, 1912. — СПб, 1912 — с. 2682.