Три песни о главном. О тепле
Больше трех месяцев в доме по улице Профсоюзная, 30 не было горячей воды. Ее подачу возобновили только вчера. А должны были — 30 июля.
… Еще трое сказочных поросят — Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф -знали, что надо вовремя подготовиться к наступлению морозов. Каждый, как известно, эту подготовку видел по-разному. Хотя враг был один.
Примерно такое же разночтение общей задачи получается при подготовке жилого фонда к отопительному сезону. Подрядчики, ремонтирующие коммуникации, управляющая компания и сами жильцы — каждый смотрит на этот процесс под своим углом. Каждая из сторон уверена, что именно ее взгляд — самый объективный. Но общей объективности не получается. Заявленные сроки отключения-включения горячей воды и тепла не всегда соблюдаются. Жильцы многоэтажки по улице Профсоюзная, 30 на своем опыте убедились, чего стоят обещания, которые коммунальщики дают тюменцам в начале сезона. Дают и снова не сдерживают. От слова до и дела — путь оказывается непростой и неблизкий. А трудности и неприятности подкарауливают там, где их и не ждали.
Для жильцов дома по улице Профсоюзная, 30 неприятности начинаются с. итальянской музыки. Именно такое романтичное музыкальное сопровождение выбрано в качестве звуковой заставки на телефоне диспетчерской службы управляющей компании «Жилищный стандарт». Потекла, например, у вас труба, прорвало батарею или просто хотите узнать, когда же, наконец, дадут горячую воду — хватаетесь за телефонную трубку и звоните в диспетчерскую. Для начала ваш пыл охлаждает предупреждение, что «в целях улучшения качества обслуживания» разговор может быть записан. Затем, видимо, чтобы качество обслуживания было еще выше, включается приятная итальянская музыка. Если вам очень не повезет, слушать ее можете очень долго.
Мне, например, довелось наслаждаться ею около часа. Обходные маневры не помогали. В бухгалтерии, куда я случайно попала, телефон приемной правильно назвать мне не смогли. На официальном сайте компании его тоже нет. Вместо него указал тот же телефон диспетчерской с итальянской музыкой. Ошибочный номер указан и в официальном списке управляющих компаний в разделе «департамент городского хозяйства». Дозвониться до диспетчерской удалось только через полтора часа. А если бы повод был экстренный? Куда обращаться за помощью? Довольствоваться обещаниями, что вам обязательно ответят, и итальянскими мелодиями для спокойствия души?
За минувшее лето жильцы дома не раз видели объявления на подъезде, что включение горячей воды откладывается. Теперь написано — до 15 октября. Почему сроки каждый раз переносятся — пришлось идти и узнавать на месте.
… Распахнутые настежь подвалы говорили о том, что работы здесь в самом разгаре. Где-то в глубине длинных инженерных коридоров шестиподъездного дома сверкали искры сварки. Возле третьего подъезда трое рабочих фирмы «Спецтеплоинжиниринг» копали траншею. У представителей предприятия мы поинтересовались, в чем причина задержки с включением горячей воды. Ответ был несколько удивительным. Начальник участка Александр Павлов был спокоен и сказал, что «работы в доме идут по графику». Отопление, хоть и с задержкой на несколько дней, но подано. Включить его раньше не было возможности из-за ремонта разводящей теплотрассы. Подводящие трубы стояли пустые. И как только энергетики наполнили их теплоносителем — батареи в доме потеплели. Вот с горячей водой вышла заминка. Потребовалось еще заменить часть труб горячего и холодного водоснабжения и установить циркуляционные линии. Но с понедельника горячую воду в подъезды дома уже подают — поэтапно, в день по подъезду. Самое позднее к 15 октября все закончат.
Все, как обычно. Рано или поздно (чаще поздно, чем рано) все будет включено.
Лучшие умы нашей страны ломают голову над вечным несовпадением сроков обещаний и их реализации. Как будто проблема квадратуры круга каждый раз решается коммунальными службами. А ответа все нет. И с новым ремонтным сезоном все повторяется сначала.
Но отложим разговор до лучших времен. Поговорим о тридцатом доме.
Если дому не повезло со сроками включения горячей воды, то, будем справедливы, повезло в другом. По программе капитального ремонта здесь установили тепловой пункт, который автоматически будет регулировать подачу «горяченькой» в зависимости от температуры наружного воздуха. И за переоборудование инженерных систем жильцам придется платить всего пять процентов от затраченной на капитальный ремонт суммы. А их, в свою очередь, разделят на 216 квартир и дадут рассрочку на пять лет — в ежемесячных платежах прибавка окажется небольшой. Зато экономия при плате за тепло со временем должна стать ощутимой.
Но и к обещаниям дальних перспектив жильцы теперь относятся настороженно. Им ведь и в начале лета говорили одно, а вышло — другое. И непонятно, чья в том вина.
Строителей, ремонтировавших теплотрассу? Они виновными себя не считают. Ну, задержались немного со сроками. Причины, мол, были объективные — им сорвали сроки поставки труб.
Управляющей компании? Она тоже готова предоставить список объективных причин по всем пунктам.
Подрядчиков, ремонтирующих дом? Так, по их словам, они-то вполне укладываются в сроки — контракт заканчивается 31 октября.
Жителям никогда не разобраться в этой круговой цепочке «ни в чем не виноватых». Не понять, с кого она начинается и кем заканчивается. Остается лишь терпеливо ждать. И вспоминать быт советских коммуналок, когда воду кипятили в чанах на плите, чтобы выкупать ребенка, самому помыться, побриться или, как говорит Георгий Леньков, один из жильцов дома на Профсоюзной, «бороду отмочить». Ведь в общую баню или на квартиру к родственникам не находишься.
Кстати, Георгий Григорьевич в молодости объездил полсвета, пел сольно и в хоре, выступал с концертами в разных странах мира, от Индонезии до Европы. И нигде и никогда за границей не попадал в ситуацию, когда бы не было в гостинице горячей воды. Лень-ков по-прежнему недоумевает: «Почему у них и пятьдесят лет назад это было возможно, а у нас до сих пор — проблема?»
***
фото: Кошке проще — ей не надо горячей воды (рядом — Георгий Леньков);В подвале работают сварщики;Александр Павлов рядом с новым тепловым пунктом