Земля и аренда
8 октября 1912 года состоялось очередное, 37-е заседание городской Думы. Одним из главных вопросов, рассмотренных гласными, был доклад управы о применении Закона о праве застройки в городе Тюмени.
6 июля 1912 года в Собрании узаконений и распоряжений правительства России был опубликован данный документ, одобренный Государственным Советом и Государственной Думой.(1) Суть его состояла в том, что законодательно было установлено долгосрочное право пользования чужой землей под постройку зданий. Минимальный срок аренды определялся в 36 лет, а максимальный, по усмотрению сторон, мог составлять 99 лет. Право застройки становилось предметом гражданского оборота. Оно могло быть отчуждаемо и обременяемо залогом и сервитутами.(2) Закон гарантировал прочность и незыблемость договорных отношений сторон.
Договор о праве застройки в обязательном порядке должен был содержать сведения о времени окончания строительства, размере вознаграждения и сроке, на который устанавливалось право застройки. Кроме того, договор мог включать в себя условия о судьбе возведенных построек после окончания срока аренды, о предоставлении собственнику земельного участка права преимущественной покупки в случае добровольного отчуждения застройщиком права застройки и т.д.
Прежде всего, при применении этого закона в Тюмени необходимо было точно установить, какие именно городские земли могли подлежать этому праву. Отдача городских земель в аренду под строительство обывательских усадеб практиковалась в Тюмени с давних пор. На арендном праве велось строительство в Копыловских (ныне район улиц Малыгина, Красных Зорь, Карской, М. Горького) и Угрюмов-ских (ныне часть Тюмени от улицы Мориса Тореза до Холодильной) сараях, в Кузнечном предместье (ныне район улицы Горького), в Новых кварталах (ныне район улицы Профсоюзной), по Спасской улице (ныне Ленина), в Ляминском логу (ныне район улицы Герцена) и у тюрьмы, у линии железной дороги, за Владимирским сиропитательным заведением, а также в Заречье и Затюменском предместье.
По сведениям на 1 марта 1912 года, арендаторы составляли значительную часть всех домохозяев Тюмени — 1 593 человека.
Точно определить район городских земель, подлежащих застройке, можно было, руководствуясь Высочайше утвержденным 13 апреля 1861 года планом г. Тюмени, уже существовавшими кварталами, а также некоторыми уточнениями, внесенными Думой в план застройки города в августе 1911 года.
В целом, «селитебные» границы в Заречье распространялись до защитного вала от наводнений, в Затюменской части — до Монастырской рощи, в Кузнечном предместье и сараях — до пограничной черты городского выгона. При этом в «селитебной» черте города право застройки не распространялось на земли общего пользования, куда были включены площади, общественные сады, бечевник3 и набережные, а также береговые участки, за исключением пристаней.
Право застройки, по мнению управы, должно было устанавливаться на 36 лет. Если арендатор думал о большем сроке, то в каждом отдельном случае ходатайство должно было разрешаться Думой. Арендная плата за землю колебалась от 10 до 40 копеек за квадратную сажень, в зависимости от местоположения участка, а для мест, находившихся в центральной части города, могла устанавливаться в каждом конкретном случае. Это же правило распространялось и на участки размерами более 300 кв. саж.
Арендная плата за право застройки должна была вноситься за каждый год вперед. В случае несвоевременной уплаты на нее начислялась пеня в размере 1% в месяц.
Городское управление обладало правом расторжения договора в случае, если застройщик в течение двух лет со дня его заключения не осуществит строительство.
В заключение представители управы предложили образец договора о праве застройки на земельных участках, принадлежащих городу Тюмени.
В процессе всестороннего обсуждения подготовленного управой проекта гласный Н.И. Беседных напомнил собравшимся, что городская Дума, являясь, по закону, представительницей интересов всего городского населения, должна взглянуть на этот вопрос не только с финансовой стороны (в смысле извлечения наибольшего дохода с земель), но и со стороны охраны благосостояния тех многочисленных домохозяев, которые являлись городскими арендаторами на праве застройки. Как бы ни были льготны и широки условия аренды, помимо всех платежей и повинностей, которые обычно несли домохозяева-собственники, арендаторы должны были платить особую ренту за землю.
Беседных высказал мнение, что для облегчения положения арендаторов желательно не только введение нового типа застройки, но и установление права отчуждения городских земель в собственность тех арендаторов, которые изъявят на это согласие.
При обсуждении этой точки зрения мнения гласных разделились, и вопрос был поставлен на закрытое голосование. Предложение о возможности продажи городских земель арендаторам было отклонено большинством голосов (18 против шести).
В целом же, гласные согласились с предложениями управы по применению Закона о праве застройки в городе Тюмени.
1 ГБУТО ГАТО. Собрание Узаконений и Распоряжений Правительства. 1912.- СПб,1912, с. 2401.
2 Сервитут — установленное законом ограниченное право пользования чужим имуществом // Большой Российский энциклопедический словарь. — М, 2007, с. 1416.