X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Время «урокодателей» уходит

Накануне Дня учителя мы решили поговорить с директором городского департамента образования Андреем Степановым на тему: «Какие они, новая школа и новый учитель?»

Андрей Эдуардович, начнем с простого. Сколько сейчас учителей работает в тюменских школах?

— Согласно данным на начало сентября — 2703. Но к этому числу можно смело прибавлять как минимум 92 — столько молодых специалистов пришли в этом году. Более точная статистика пока собирается.

Зато можно с уверенностью назвать число школ — 86. В Москве, например, в связи с реорганизаций учебных заведений, эта цифра — плавающая.

В столице говорят: «Никто вам сейчас точное количество школ не назовет». Казалось бы, парадокс. Но реформы в системе образования — вещь неизбежная и просто необходимая. Жизнь не стоит на месте.

Нередко возникают сомнения в целесообразности существования школы, где работают всего девять учителей. Там административный аппарат чуть ли не больше, чем учительский! Доступность образования в таком случае мы обеспечиваем (хотя в отдельных районах остались территориальные трудности), но этого недостаточно.

В Тюмени есть опыт присоединения маленькой школы в поселке Тараскуль к школе N 88, к одному из лидеров. Это дало двойной эффект. У большой школы появился простор для организации учебно-воспитательного процесса, а у маленькой — ушла проблема с качеством преподавания. Появилось больше возможностей для творческих смен, погружения в предметы, экологических мероприятий, турслетов. И удивительные отклики пошли от родителей. Они говорят, что дети с удовольствием учат уроки, им стало интересно ходить в школу.

Если с доступностью школа справилась, то какой этап — следующий?

— Сегодня главная задача — качество обучения. Причем, как для здоровых детей, так и для детей-инвалидов. Сейчас беспрецедентные средства вкладываются в это направление.

Наиболее заметна модернизация десяти тюменских школ, участвующих во всероссийском пилотном проекте «Доступная среда». Для тех, кто посещают школу, мы приобрели сенсорные комнаты, комплекты для слабослышащих, специальный транспорт. А для тех, кто учится дистанционно, купили оборудование, которое дает возможность виртуально присутствовать на уроках.

Но только технологическими новинками мы не ограничиваемся. Во внеурочную деятельность эти дети включены, как и все остальные. Они участвуют в праздниках, конкурсах, олимпиадах. И результаты просто поражают.

А родители не воспринимают в штыки совместный тип обучения?

— Они перестали его отвергать. Яркий и трогательный пример такого обучения есть, например, в школе N 15. Одна из мам со страхом отдавала ребенка-колясочника в первый класс и не отходила от него ни на шаг. Но через некоторое время с удивлением сказала: «Я никогда не видела его таким счастливым!»

Учитель помог ребенку включиться в учебный процесс, в дела класса, окружил заботой, создал в классе такую атмосферу, что малыш перестал чувствовать себя лишним или каким-то изгоем.

Да, технологии — необходимы, но они мало что значат без людей. Учитель имеет непереоценимое влияние и на родительский коллектив. Мамы и папы поняли, что за казенным и модным словом «толерантность» стоит обычная человечность. Дети становятся добрее, понимают нужды других, по-другому выстраивается их собственное мировосприятие. Я знаю немало примеров, когда именно дети показывали взрослым пример милосердия, доброты, нравственности и той самой толерантности, которой их так старались научить.

Но ведь бывают и другие случаи — когда лишним чувствует себя в классе здоровый ребенок. Это тоже «заслуга» учителя?

— Все зависит от педагогического мастерства и профессионализма. Школа не может быть вне общества и времени. Но современная школа — это сочетание традиций и новаторства: в педагогическом поиске, в технологиях обучения, в методиках воспитания, в поиске адекватных подходов к пониманию детей эпохи информатизации, когда информация перестала быть привилегией учителя.

Что же должен дать ребенку педагог?

— Целостную, а не раздробленную по виртуальным частям картину мира. Общество не может быть только технократическим. Его не существует без нравственности, эстетического начала, доброты. Без культуры в широком понимании этого слова. Ни один другой институт общества не сможет дать это ребенку. В этом привилегия современной школы.

Но в одиночку она с этой функцией не справится. Необходимо взаимодействие, сотворчество семьи со школой. Вырастить настоящего человека и гражданина две эти силы могут только вместе.

В эпоху индивидуализации и ухода в виртуальный мир школа должна дать ребенку ощущение защищенности. Дети тянутся друг к другу. Где еще они получат навыки общения, социализируются? Не в конкурентной борьбе друг с другом: кто сильнее, кто лучше одет, у кого телефон «круче» — а в коллективе, где есть чувство локтя. И роль учителя здесь велика. Ему надо быть тонким психологом. Чувствовать, что творится с ребенком. Ведь многие беды из-за того, что в битве за средства существования страдают дети. Они обделены вниманием, лаской. У них есть заменители — одежда, телефон, компьютер, Интернет, социальные сети, но нет настоящей теплоты и дружбы.

Разве школа может эту теплоту дать? Где возьмет ее задерганный, замотанный учитель, в классе у которого за тридцать учеников?

— Задерганным бывает тот, кто не профессионален, кто позволяет себе раздражаться, срывать зло. В школе это люди случайные. Школа сегодня может себе позволить работать спокойно, уверенно.

Хорошие учителя знают: внешне ребенок может выглядеть вполне благополучно, вести себя прилично. Но что творится у него в душе? С кем он дружит? Что происходит с ним после уроков? Учитель раньше всех должен увидеть, услышать душу ребенка. Через все эфиры и атмосферы!

В школе, где я работал, было принято встречать детей утром, чтобы видеть, с какими глазами они приходят. Кто-то не выспался, кто-то поссорился. А ребенок должен прийти на урок с позитивным настроем, без страха. Даже если домашнее задание не выучил. Тогда не будет и срывов. И учитель обязан владеть такими педагогическими приемами, чтобы не просто констатировать, что ученик не выучил домашнее задание, а так включить его в процесс, чтобы ребенок захотел учиться, и в следующий раз ему неудобно было прийти неподготовленным.

Сегодня арсенал средств для этого огромен. Интернет дает такое фантастическое количество педагогических сокровищ — там выложены уроки, разработки, есть форумы — выходи, советуйся, спрашивай: «Как быть, если ребенок трудный?»

А молодые педагоги, которые сегодня приходят в школу, пользуются этим арсеналом?

— Самый яркий пример — учитель гимназии N 16 Дмитрий Коляденко, участвовавший во Всероссийском конкурсе «Учитель года-2012». Он входит в ассоциацию молодых специалистов, которые хотят не просто числиться в школах, а творчески работать, общаться, развиваться. Никто их к такой активности не подталкивает. Они сами стремятся учить по-новому.

Уходит в прошлое ситуация, когда педагога берут только для того, чтобы заткнуть дырку в расписании. Сегодня главная задача — качество. Оно невозможно без совершенствования учителя. Время требует не раз в пять лет повышать квалификацию, а ежедневно, без перерывов.

Каким все-таки, на ваш взгляд, должен быть современный учитель?

— Настоящий педагог — тот, кто может подняться до уровня ребенка. Тот, кто не боится раскрыть перед ним свою индивидуальность. Он не имеет право быть черствым и ориентироваться только на оценки.

Сейчас в школе категорически не место урокодателям. Их время уходит. Приходит пора ищущих, творческих педагогов, видящих в детях не только рабочий материал, а соратников. Ведь цель у нас одна. Мы делаем одно дело.

***
фото: Андрей Степанов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта