X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Последнее слово в «цыганском вопросе» еще не сказано

Вчера в Ленинском районном суде слушали последнее слово тюменки Татьяны Салаховой.

В декабре прошлого года она вывесила на доске объявлений возле магазина, где работает, листовку с заголовком «Тревога».

Тревожилась Салахова — жительница микрорайона Тура — по поводу предстоящего соседства с цыганским табором, переселяемым из Европейского микрорайона.

— Не все жители Лесобазы знали, что цыган собираются переселять к нам, — говорит Татьяна Георгиевна, выйдя из зала суда, -поэтому я и посчитала нужным оповестить их. Но разжигать национальную рознь и не думала. У меня у самой дед по отцовской линии — чистокровный цыган, погиб во время Великой Отечественной войны…

Тем не менее, специалисты Уральского регионального центра судебной экспертизы Минюста России, которым тюменские следователи отправили «тревожную» листовку, посчитали, что ее текст откровенно направлен «на формирование нетерпимого отношения к цыганской народности». Потому как призывает граждан обратить пристальное внимание на недостатки, якобы свойственные этой национальной группе. Дескать, цыгане и воруют, и машины угоняют, и детей похищают, и наркотиками торгуют.

— Моя подзащитная просто зашла в Интернет и запросила в поисковой строке информацию о цыганах, — говорит адвокат Татьяны Салаховой Кульзира Исенова.

— Среди прочего, прочитала и статьи, где говорилось, что в одном из регионов цыгане были замечены в наркоторговле, в другом городе — в похищении детей. Но это были новостные материалы, они не внесены в список экстремистских. Почему тогда мою подзащитную обвиняют именно в экстремизме? Это очень серьезное обвинение, и мы намерены опротестовать его в высших инстанциях.

На это у адвоката, считает она, есть веские основания. Кульзира Исенова нашла в том же заключении экспертов-лингвистов мнение, что автор листовки не «дает каких-либо указаний на необходимость проявлять по отношению к представителям цыганской национальности агрессию и прибегать к насильственным действиям по отношению к ним».

— Практически все свидетели, которые участвовали в процессе, говорили, что листовка никаким образом не повлияла на их мировоззрение, — продолжает адвокат.

— В конце концов, все мы люди взрослые и имеем определенный опыт общения с представителями разных национальностей, поэтому у каждого из нас существуют те или иные представления друг о друге. И вряд ли их кардинальным образом изменит какая-то бумага, которая не провисела на доске объявлений и нескольких дней.

Ее сорвали оттуда сами цыгане. На листовку они очень обиделись. Однако Татьяна Салахова считает, что обижаться тут не на что. На суде она сказала, что вину не признает, никакого злого умысла не имела, состава преступления в своих «деяниях» не видит. И попросила оправдать ее.

Решать это предстоит судье Ларисе Алексеевой. Приговор по «делу о листовке» она намерена вынести уже сегодня. Но, увы, «цыганского вопроса» в нашем городе это не решит.

Как бы там ни уверяли на суде жители Лесобазы, что листовка не всколыхнула в них никаких отрицательных чувств, своего ликования они не скрывают. И празднуют победу: после поднявшейся шумихи строительство коттеджного поселка для цыган в микрорайоне Тура прекратили.

Точно так же, как его отменили до этого вблизи поселка Мелиораторов. Весной 2011-го строительная компания «Партнер-Инвест», которая возводит возле Нахаловки Европейский микрорайон, отвела для зареченских цыган землю недалеко от другой цыганской общины — Виноградовской, как раз в поселке ММС. Но местные цыгане, как ни странно, отказались принять земляков. Тогда строительным забором обнесли другой участок земли — ближе к новым коттеджным поселкам. Но здесь на тропу войну вышли местные жители. Они тоже выступили против грозившего им соседства. На Лесобазе история повторилась один в один.

А совсем недавно в редакцию «ТК» пришло письмо от дачников из садовых обществ «Гвоздика», «Автомобилист», «Лаванда», «Текстильщик», которые находятся рядом с поселком Березняки. Дачники заподозрили неладное, повнимательнее пригляделись к стройке, что развернулась у них под носом, неформально побеседовали со строителями и совершенно неожиданно для себя выяснили, что почти уже достроенные домики -все для тех же зареченских цыган. Попытка четвертая!

— Нет, мы, конечно, понимаем, что они тоже — жители нашего города, но и нас понять надо, — говорит садовод из общества «Гвоздика» Виктор Борздый. — Дело в том, что вокруг планируемого цыганского поселка — только дачи, в которых живут непостоянно. На зиму они остаются пустыми. Поэтому у нас и есть некоторые опасения. Если уж строить поселок для цыганской общины, то только в жилом микрорайоне.

Вот жители тех микрорайонов этого не слышат!

… А цыганам парировать уже нечем. Да и некогда. Надо запасаться дровами, чтобы хоть как-то обогреть свои совсем уже хлипкие домики, что неугодной кочкой стоят на пути огромного Европейского микрорайона.

— Мы бы их отремонтировали, и остались жить в своих домах, в которых живем уже больше сорока лет, — говорит брат барона зареченского табора Тома Михай. -Но нам же постоянно говорят: вот-вот, и вы отсюда уедете. Получается, что смысла отстраиваться заново нет.

Но и перспективы пока никакой нет. По крайней мере, еще ни одна из трех сторон — «Партнер-Инвест», заинтересованный в земле под Нахаловкой, сами цыгане, жители города — не придумали выхода из сложившейся ситуации.

Поговаривают, что стройка в Березняках тоже встала. Вроде как собственник земельного участка, узнав, для кого дома, высказал определенное недовольство. Дело дошло до суда. Понятно, что официальная причина судебных разбирательств — вовсе не цыганская. Но было бы желание, а повод всегда найдется.

Так что последнее слово Татьяны Салаховой было в «цыганском вопросе» еще не таким уж и последним.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта