Лесопарковое Средневековье
Подпрыгивая на ходулях, шут в ярком трико бежит, унося с собой необычного вида волынку. За ним несется менестрель, лишившийся инструмента…
Не знаю, случалось ли подобное в средневековой Европе, но на выходных в лесопарке «Затюменский» эту картину мог наблюдать любой. Некоторые тюменцы тоже «пострадали от зловредного шута», так и норовившего выхватить из рук зазевавшегося гостя какую-нибудь мелочь, вроде авторучки или купленного в ближайшей палатке пирожка. Но актеры театра анимации «Альтер-Эго» старались ролью ярмарочных балагуров не злоупотреблять, и вещи всегда возвращались к законным владельцам.
… Первый тюменский фестиваль «Pax et Bellum» (переводится с латыни как «Война и мир») обещал стать самым грандиозным событием уходящей осени. Масштаб оказался преувеличен, но это никак не отразилось на удовольствии зрителей. Полянка за центром зимних видов спорта Тюменского госуниверситета превратилась в кусочек Шервудского леса.
— На то и был расчет, — говорит один из организаторов, доцент кафедры археологии, истории древнего мира и средних веков Дмитрий Гоголев. — Пусть финансирование подкачало и размаха не получилось, зато мы добились главного — историчности.
По словам Гоголева, проводимые в Тюмени «исторические фестивали» вроде «Ледового побоища» или «Огненных верст» нацелены на массовые и красочные сражения. А «Войну и мир» делали в жанре живой истории, с упором на правдоподобность происходящего. Непосредственные участники фестиваля почти на неделю отказались от благ современной цивилизации. Приветом из XXI века служили лишь влажные салфетки и туалетная бумага — то, без чего совсем не обойтись.
Палаточный лагерь, в котором жили реконструкторы, поднялся благодаря усилиям историков из института гуманитарных наук ТюмГУ — студентов и преподавателей. На его территории все было по-настоящему: только натуральные ткани и материалы, каждый предмет создан вручную по образцам археологических находок и мотивам старинных гравюр.
— Вот это стул. на нем сидят, -шутит Елена Зайц из красноярского клуба реконструкторов «Северная башня», показывая на грубо сколоченную лавку, покрытую шкурами. — Когда по утрам выпадает роса, на теплом меху гораздо комфортнее.
Елена одета, как знатная горожанка из какого-нибудь германского городка XV века. Квадратная зеленая шапочка заставляет ее держать голову высоко поднятой, а спину — прямой. Подол длинной юбки из шерсти девушка заткнула за кожаный пояс — чтобы не мешал ходить.
Кухня для участников фестиваля — место общего сбора. Здесь находится большая часть утвари: кружки и миски, ножи и ложки, травы и продукты… Женщины целый день что-то готовят, а мужчинам просто нравится быть поближе к потенциальному обеду.
В центре лагеря — сколоченный из досок короб, полностью засыпанный песком. Это насыпная кухня. Она позволяет не портить лесную подстилку следами от кострища. Шатры, расположенные полукругом, воссоздают быт городского ополчения во время походов.
— А что поделать! В Тюмени нет замков, как в Европе. Приходится импровизировать, — улыбается Елена. И продолжает экскурсию. Внутри шатров все по канонам: на землю постелена солома, поверх которой накинуты войлочные лежаки.
— Накрываться можно суконными одеялами или теми же шкурами, — говорит моя проводница и. непроизвольно ойкает. Из складок одеяла высовываются острая мордочка и белая шкурка, явно не предназначенная для укрывания.
— Ее зовут Гвиневра, — знакомит нас появившаяся рядом хозяйка хорька Юлия. — Раньше этих зверей держали как домашних питомцев богатые горожанки. На картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» на самом деле изображен хорек-альбинос — такой, как моя Гвиня.
Даже пища, которую всю неделю ели реконструкторы, была приготовлена по рецептам из поваренной книги, переведенной со старофранцузского языка. Нужно признаться, выглядела она аппетитнее, чем то, что подается в иных ресторанах.
— На обед — мясо по-бургундски, а также яичный суп с молоком и тертым сыром, — рассказывает повар лагеря Анна Макарова. А сама слоями выкладывает в котел мясо, посыпает его петрушкой, заливает вином. На эту «средневековую картину» можно любоваться долго, пока слюнки не потекут.
— Поваренная книга, по которой мы готовим, была сочинена в XIII веке, — говорит девушка. — И сохранилась до наших дней только потому, что ее несколько раз переписывали. Просто каждый следующий повар, решивший написать сборник кулинарных рецептов, не начинал работу с нуля, а дополнял существующее издание.
… И все же без боев на фестивале не обошлось. Хотя шуты постоянно приглашали гостей поиграть в старинные игры, а музыканты из фолк-группы «Gilead» с успехом заменяли менестрелей, зрителям хотелось динамики. Так что ближе к обеду на сколоченном из толстых досок ристалище появились первые рыцари. За победу в турнире «один на один» боролись воины из тюменского клуба «Франкфурт» и красноярской «Северной башни».
Ребятам в котах с изображением орла удалось одержать всего одну, самую первую победу, после чего удача улыбалась исключительно гостям. Бойцу из Красноярска не помешало стать абсолютным чемпионом даже то, что в одной из схваток его меч переломился. Зато в массовых боях (так называемых бугуртах) тюменцы отыгрались. Клуб «Бамберг» одержал победу над «Северной башней», у которой оказалось двое травмированных — выбитое плечо и сломанный нос. Однако гости даже не подумали обижаться на хозяев — такой боевой опыт пригодится им в будущем.
… На второй день фестиваля гостей уже не ждали, но организаторы обещали, что постараются дарить тюменцам кусочек живой истории каждый год. Конечно, если горожане остались довольны. Сомнения историков понятны: были и заминки со временем, и проблемы с аппаратурой. Но я давно не видела на фестивалях в Тюмени столько улыбающихся лиц. Сложно сказать, как на строго историческом мероприятии получилась столь душевная атмосфера. И снова окунуться в нее тюменцы непременно захотят.
***
фото: Шуты ведут потешный бой;Победа клуба «Франкфурт»;Андрей Грязнев из «Северной башни»;Пехотинец — ландскнехт;Германская горожанка XV века