X

  • 17 Декабрь
  • 2024 года
  • № 139
  • 5638

Дискуссия, которой не было

Заседание совета по информационной политике при полпреде президента в УрФО, в котором приняли участие и руководители тюменских СМИ, обещало стать полноценной дискуссией, посвященной, как было заявлено, «тенденциям развития средств массовой информации». Собственно, об этом же говорили и начавшие встречу полпред Игорь Холманских и губернатор Тюменской области Владимир Якушев.

Полпред предложил в «неформальной беседе обсудить вопросы, которые вас (т.е. журналистов) волнуют». Отметил, что пресса могла бы работать «на опережение», и тогда не возникли бы «несколько социально напряженных конфликтов», которые имели место, в частности, в Свердловской области.

Роли средств массовой информации посвятил свое краткое выступление и Владимир Якушев, подчеркнув: «что бы власть ни делала, но если СМИ не разъяснят…» Он говорил и о кадровой проблеме (которая на мой взгляд в последние годы становится просто вопиющей), и о задачах журналистов в формировании культуры автомобилистов, и о неудачах транспортной реформы в Тюмени в связи с «недоработками регионального правительства и муниципалитета — не сумевших вовремя подключить прессу»… Словом, как говорится, проблем в журналистике навалом, собрались люди квалифицированные, их суммарный журналистский стаж — лет под пятьсот. Но дискуссии не получилось. Ее просто не было.

А что было? Пяток заготовленных заранее и напечатанных на бумажке выступлений из разных регионов. Сами по себе они были, наверное, достойны внимания, вот только проблем и тенденций нашей работы фактически не касались. Вот, например, навязший в зубах тезис одного из коллег: «если бы нынешнему поколению журналистов довелось присутствовать (и участвовать!) в строительных проектах, подобных освоению Самотлора и Уренгоя, вот был бы стимул для творческого роста!»

Абсолютно нет. И во времена Самотлора и Уренгоя хватало серятины, потому что журналистику делают люди, и в меньшей степени — события. Для того чтобы сделать журналистское имя, не обязательно живописать глобальное.

Разве коллега не помнит журналиста Валентина Овечкина, сделавшего себе имя очерками под общим названием «Районные будни»? А Владимира Чивилихина, который долгие годы боролся с заготовками древесины в сибирских кедровниках? А Сергея Залыгина, едва ли не в одиночку похоронившего знаменитый, кстати, мегапроект — строительство Нижнеобской ГЭС? Кто не в курсе, скажу, что это гигантское строительство покрыло бы территорию Западной Сибири, в том числе и нынешнее нефтяное Среднее Приобье 30-метровым слоем воды. На чем сделал себе имя великий Василий Песков? На картинках «Окно в природу».

Другой коллега в качестве достижения назвал десятки пресс-туров, которые-де «сильно повысили информированность корреспондентов». Может быть, повысили. Хотя я лично сильно сомневаюсь. Для углубленного знакомства хоть с заводами, хоть с нефтепромыслами, хоть с птицефермами гастрольно-поверхностный пресс-тур ничего не дает. Галочку поставить можно. Ну, еще заметку или репортаж написать. Хорошо, если не переврут фамилии, не перепутают технические процессы. Знания производства, терпимого для пишущего на специальные темы, это не прибавит. Между тем, всякая попытка знакомства с производством натыкается на глухую защиту самих руководителей предприятий. Во многом они правы — эти поездки, вроде «веселого налета махновцев», как писал Аркадий Гайдар, вызывают у специалистов зубную боль. Получается замкнутый круг: пустить — напишут бог знает что. Не пускать — не научатся…

Вот и приходится редактору использовать личные контакты. Иногда удается. Вот уже несколько месяцев «Тюменский курьер» раз или два в неделю печатает короткие репортажи со строительства Московской развязки. Иногда не получается — хотели организовать корпункт на строительстве металлургического завода — все утонуло в разговорах.

… Зато сколько слов льется в медиасреде о «новой журналистике», о «журналистике XXI века». А если фундамент профессионального журнализма — культура, владение языком, умение говорить с собеседником, слушать собеседника -в зачаточном состоянии? Можно ли построить «новую журналистику» на одних компьютерах, одних технологиях, смешивая принципы журнализма и сервис PR? Не знаю, не знаю… Когда-то в одном из своих первых репортажей Виктор Строгальщиков «записал» монолог компьютера о человеке: «Умеет ли он (человек) мыслить? Считает он ужасно».

Спросить бы компьютер, который старается заменить нам память, грамотность, блокнот на полке, словарь, — умеет ли человек писать? Ох, боюсь я этого ответа.

А вы говорите — дискуссия.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта