Дважды эвакуированный
В августе 1942 года немецко-фашистские войска вышли на северо-восточную окраину Краснодара. Началась лихорадочная эвакуация промышленных предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений.
ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ — ЕРЕВАН
Когда 1 ноября 1941-го немцы подходили к Краснодару, профессорско-преподавательский состав и студенты Кубанского медицинского института имени Красной армии — первого медицинского вуза на Северном Кавказе — успели погрузить в автобусы институтскую библиотеку, а сами пешком отправились по уже привычному маршруту: через Сочи — в Ереван.
Когда противника отбросили от города, возвратились в родные учебные аудитории. Но не прошло и четырех месяцев, как эвакуация повторилась, как оказалось, далеко и надолго. Трехнедельное пешее отступление возглавлял назначенный в 1934-м году директором Кубанского мединститута А.Н. Мотиенко. До Краснодара он был врачом и начальником полярной станции в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа в Северном Ледовитом океане.
В Ереване получили приказ — следовать в Куйбышев: через Баку, Красноводск, Ташкент. Ехали в разбитых вагонах, которые бросила польская армия генерала Андерса, отправленная на Ближний Восток через оккупированный советскими и английскими войсками Иран. 15 ноября прибыли в Куйбышев, а там уже разместились Ростовский и Астраханский медицинские институты. Эвакуированный маршрут продлили до… Тюмени.
24-Й «ТЮМЕНСКИЙ» ВЫПУСК
Железнодорожный состав с преподавателями и студентами Кубанского мединститута прибыл в Тюмень 4 декабря 1942 года. Кандидат медицинских наук А.И. Липовская вспоминала: «… Кругом снега, мороз под 50 градусов, а мы — по-летнему: платья, туфельки, шляпки. Тюменские городские власти за день до нашего появления получили уведомление из Омска (там уже находился эвакуированный из Москвы 2-й медицинский институт имени Сталина). Кафедры Кубанского мединститута разместили в здании по улице Республики, 36. Как нам сказали, в нем до революции был клуб приказчиков со зрительным залом на 400 мест, который для нас стал лекционным. Во дворе в деревянном доме — общежитие для одиноких преподавателей и студентов. Семейных расселили по бесплатным квартирам. Мы получили талоны на дрова, всех прикрепили к столовой и магазину. Дети дошкольного возраста помещены в садики и ясли, где малышам давали дополнительное питание. Базами клинических кафедр стали городские больницы, поликлиники, диспансеры и эвакуационные госпитали. Через две недели после прибытия в Тюмень у нас начались занятия. Мы всемерно помогали городу: оперировали, консультировали, проводили массовые профилактические осмотры и санитарные обработки раненых и больных. Студенты наряду с учебой работали на лесозаготовках, обеспечивая себя и горожан дровами. Мерзли, конечно, недоедали, недосыпали, волновались за родных и близких на фронте, но не ныли, а верили в нашу победу и надеялись вернуться в родной Краснодар. Наш заведующий кафедрой кожных болезней М.А. Эльфонд именно в Тюмени защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Завкафедрой глазных болезней, профессор С.В. Огаповский и его жена доцент Н.В. Огаповская возвращали зрение раненым и увечным воинам в эвакогоспиталях. Провели научную конференцию, посвященную 35-летию советской медицины, -заслушали доклады по патологии жителей Тюмени и ее районов.»
Зимой 1943-го студентов 4-го курса Кубанского мединститута мобилизовали в действующую армию зауряд-врачами, то есть фельдшерами на врачебные должности. Оставшиеся в живых окончили институт после войны.
12 февраля 1943 года советские войска освободили Краснодар, но до возвращения в родной город (8 ноября 1943-го) Кубанский мединститут выпустил в Тюмени 38 врачей; четверо окончили вуз с отличием. «. Еще шли выпускные государственные экзамены, — продолжала А.И. Липовская, — а будущие врачи 24-го выпуска, как мы его называли «тюменского», уже 8 сентября получили мобилизационные повестки. Многие из тюменских выпускников нашего института погибли на фронте — вечная им память!»
Был проведен прием на 1-й курс института. Правда, первый семестр стал для них в Тюмени трудовым. Студенческую бригаду первокурсников на лесозаготовках возглавлял заведующий кафедрой философии Г.Я. Макевнин.
ФРОНТОВЫЕ ВРАЧИ
Среди ушедших на фронт выпускников 24-го «тюменского» выпуска Кубанского института был Юрий Семовских, оказавший позднее серьезное влияние на развитие тюменского здравоохранения.
Он родился 30 июля 1921 года в г. Шадринске. Отец работал бухгалтером, мать — учительницей в начальной школе. Тогда же семья переехала в Тюмень, где будущий заведующий Тюменским облздрав-отделом поступил (вернее перевелся в декабре 1942-го из Свердловского) в эвакуированный в наш город Кубанский мединститут. После его окончания назначен врачом-ординатором эвакогоспиталя N 3099 5-й армии 3-го Белорусского фронта. Войну закончил в сентябре 1945-го на 1-м Дальневосточном фронте в звании старшего лейтенанта медицинской службы, награжден орденом Красной Звезды и медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией». На фронтовых врачебных сборах он познакомился с полковым врачом 95-й стрелковой дивизии 1-й Краснознаменной армии лейтенантом медслужбы Александром Моисеенко. Узнав о его предстоящем увольнении с военной службы по болезни, предложил поехать вместе в Тюмень. Так они и шли вместе по жизни: Семовских сначала возглавлял в Ялуторовске госпиталь для инвалидов Великой Отечественной войны (1946), затем Тюменскую облбольницу (до 1952), а Моисеенко — райздравотдел в с. Велижаны (сейчас Нижнетавдинский район). Когда Юрия Николаевича назначили заведовать областным здравоохранением, Александр Артемьевич, окончивший к тому времени Свердловский мединститут, сменил его в должности главного врача облбольницы, а с 1971 по 1976 годы был ректором Тюменского медицинского института.
В Краснодаре помнят о 350 днях эвакуированного в наш город Кубанского мединститута и студентов 24-го «тюменского» выпуска 1943 года. И нам, тюменцам, было бы правильно закрепить эту память на стене управы Центрального административного округа г. Тюмени.
***
фото: Недавние фронтовые врачи Ю.Н. Семовских и А.А. Моисеенко. Тюмень, 1951, 1954 гг.;Недавние фронтовые врачи Ю.Н. Семовских и А.А. Моисеенко. Тюмень, 1951, 1954 гг.