X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

О чем студенты 1942-го только мечтали

Тюменский лесотехнический техникум в этом году отмечает свое 70-летие. Но не столько подводит итоги, сколько думает о перспективах.

Какой путь пройден за эти десятилетия, может оценить даже несведущий в деревообработке прохожий. Достаточно ему взглянуть на фасад главного корпуса.

Могли ли подумать первые студенты, поступившие в техникум в 1942-м году, что когда-то их потомки будут учиться в таком роскошном пятиэтажном здании, которое благодаря необычным архитектурным решениям и применению новейших отделочных материалов больше похоже на современный научный центр, чем на учреждение среднего профессионального образования. Вряд ли представляли абитуриенты 40-50-х годов, как расширится перечень специальностей, по которым будет вестись подготовка. В военные и послевоенные годы требовались, в основном, специалисты по деревообработке и лесозаготовке, теперь же базовый перечень получаемых специальностей (их 12) и рабочих профессий (их 44) значительно расширился.

Теперь в техникуме есть отделения «Охотоведение и звероводство», «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования», «Садово-парковое и ландшафтное строительство», «Лесное и лесопарковое хозяйство», «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» и другие. И еще четыре специальности, в том числе кинология и производство силикатных материалов, готовятся к лицензированию.

На очном и заочном отделениях учатся около двух тысяч студентов. Каждый год выпускники обновляют кадровый состав предприятий лесной промышленности. И не только тех, что расположены в Тюменской области, но и на Урале, в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, и даже за рубежом. Создают свои фирмы, возглавляют леспромхозы, входят в состав советов директоров крупных предприятий, становятся начальниками цехов, главными технологами, механиками, бригадирами, мастерами… Другие уходят в науку, выбирая не практическое, а теоретическое поле для приложения полученных знаний, защищают кандидатские и докторские диссертации.

Катя Христозова

Чтобы не отставать от жизни, техникум выбрал практически-ориентированную форму обучения и развивается как учебно-производственный комплекс нового поколения. Прежде всего, ушли в прошлое старые, нарисованные на картонных листах, плакаты. Может, когда-то они и были неплохи по содержанию, но за последние десять лет технологии деревообработки, лесозаготовки, обслуживание необходимых для этого машин, оборудования, создание самой инфраструктуры отрасли ушли так далеко вперед, что готовить специалистов надо уже не только с учетом сегодняшнего дня, а чуть-чуть заглядывая вперед.

В таком опережающем видении есть, конечно, свои сложности. Необходимо найти золотую середину, где соединяются знания, опыт, профессионализм, нарабатываемые десятилетиями, и бурно развивающиеся ин формационные технологии. Ведь для современных студентов компьютер — больше, чем учебник для их предшественников. И эти новые возможности, иные условия жизни должен учитывать преподаватель, чтобы говорить с молодыми на их языке.

Катя Христозова

Виртуальные лабораторные и практические занятия, мультимедийные презентации, электронные учебники, доски и плакаты — все это стало нормой ведения урока даже на «среднем» уровне. Студенты почти всех отделений на практических занятиях в центре информационных технологий работают с чертежными программами, позволяющими увидеть изображаемый объект в технологии 3D и даже 5D.

Те, кто учится на отделении «садово-парковое строительство», могут не просто спланировать и разместить на конкретной местности придуманный ими зеленый уголок, но за два часа занятий «вырастить» его, увидеть, какими будут посаженные культуры во время цветения, плодоношения, увядания — на следующий год, через два или три.

Мультимедийные установки, используемые в учебных кабинетах, позволяют преподавателям не тратить лишнего времени на вычерчивание графиков и формул, а работать с каждым учащимся индивидуально. Компьютерная программа на основе предварительно внесенных и разработанных самими же преподавателями данных пошагово выполнит всю рутинную работу. Готовые шаблоны распечатываются, раздаются студентам и позволяют не тратить драгоценное время на простейшие чертежи.

Катя Христозова

Время на уроке, таким образом, используется эффективнее, а процесс обучения становится более интенсивным, насыщенным практическими заданиями. Это сразу сказалось и на уровне подготовки — питомцы лесотехникума уже несколько лет подряд становились лауреатами и дипломантами областных и Всероссийских олимпиад по инженерной графике, технической механике и электротехнике.

Но каким бы технически насыщенным ни был процесс обучения, всегда важна личность преподавателя. Он может любую виртуальную картинку «оживить», вспомнив историю из жизни, случай из практики. Например, Джульетте Богомоловой, уже почти 30 лет преподающей здесь строительство автомобильных и лесовозных дорог, всегда есть что рассказать. Будучи студенткой, она выезжала на практику в крупнейшие тогда в регионе Нижнетавдинские леспромхоз и лесокомбинат, которые в советские времена перерабатывали до миллиона кубометров древесины в год (сейчас от них даже забора не осталось). Участвовала в строительстве лежневок на болотах, знает не в теории, а на практике, что такое зимники, ледовые переправы, вертодромы, как устроены железнодорожные тупики. Когда-то все эти тонкости приходилось объяснять практически на пальцах.

— Учебные пособия раньше были невзрачными и схематичными, -говорит Джульетта Александровна.

— Сейчас все это сдано в утиль. А новые технологии позволяют показать все наглядно, поэтапно, в разрезе и в динамике. Можно увидеть даже те отдаленные уголки, где вообще мало кто бывал.

Поэтому сегодняшний выпускник лесотехникума может строить все -от лесовозных дорог до космодромов.

Катя Христозова

Делать все не на глазок, а с учетом компьютерных технологий учат и мебельщиков. Вначале в программе «Базис-мебельщик» они учатся проектировать корпусную мебель и видеть результаты своего виртуального труда. Потом сделанное детализируют, прикладывают карту раскроя, а программа обсчитывает смету. С этим рукотворным чудом можно отправляться в учебно-производственный центр деревообработки. Здесь установлены новейшие станки с числовым программным управлением немецкой компании «Homag» и обрабатывающий центр «Venture».

Техника, оснащенная 28-ю видами инструментов, может распилить мебельную доску на сколько угодно и каких хотите кусочков, высверлить отверстия, придать изделию, там, где это необходимо, благородную кривизну. И даже, по принципу «семь раз отмерь, один — отрежь», может дать студенту возможность вначале просмотреть все заданные операции, прежде чем воплощать их на практике.

В общем, в лесотехникуме есть все, чтобы не только досконально изучать выбранную профессию, но и просто влюбиться в нее, чтобы в будущем стать в ней асом.

***
фото: Будущие деревообработчики должны владеть циркулем;Доцент Леонид Андреев преподает основы электротехники;Игорь Заруба в центре по деревообработке;Наталья Семенова обучает будущих мебельщиков;Занятие по инженерной графике ведет Наталья Рогозина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта