X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Ничто не вечно пол луною, кроме таланта конструкторов

У выставки «Нефть и газ. ТЭК», которая открылась вчера в Тюмени, есть два принципиальных отличия от прочих смотров, что проходят в выставочном зале. Большинство ее участников — местные. И самые интересные экспонаты представлены на улице.

Большая техника для нефтегазовой отрасли просто не развернулась бы под крышей. Под тентом выстроились машины от «Опытного завода гусеничных тягачей». Рядом — «уазики» на огромных шасси, собранные предприятием «Тюменьспецтехника». Стоит самосвал «Renault» от завода «Сибирь Трейлер».

Домику «Кедр», изготовленному Заводоуковским машзаводом, кажется, никакие другие помещения не нужны вовсе — в вагоне на колесах тепло, просторно и светло. Представители компании ждут посетителей на крыльце, на столах расставлены хлеб-соль. Говорят, что, по большому счету, «внутрь зала» они и не стремились.

— Мы проехали со своими вагончиками по выставкам от Салехарда до Москвы, — рассказывает специалист отдела маркетинга Сергей Кротов. — Как правило, все они — «тусовочные площадки». Там не заключаются новые контракты, а среди посетителей нет специалистов, занимающихся закупками оборудования…

Катя Христозова

По словам Кротова, с тех пор, как многие нефтяные компании попали в национальные холдинги, на местах «не могут себе мыла купить» без разрешения из Москвы. А в столице озабочены только ценой продукта.

— Выставка для нас — способ продемонстрировать, что мы живы и здоровы, продолжаем трудиться, — подытоживает специалист.

Другое мнение у главного конструктора «ТюменНИИгипрогаза» Сергея Денисенко.

— Картинка в Интернете не заменит живого общения, — говорит он. — У заказчиков, партнеров неизбежно возникают вопросы, когда им рассказываешь о своей продукции. Здесь они получают оперативные и исчерпывающие ответы.

Стенд компании — один из самых крупных на выставке (правда, он показывает лишь небольшие устройства для отбора проб газа). Это новинка предприятия, но и другие его изделия — горизонтальные газовые горелки, система розжига факельных установок — претерпевают постоянные изменения.

— Меняются требования безопасности, появляются новые средства автоматизации, — говорит Сергей Ильич. — Как заводы реагируют на эти изменения, можно узнать на выставках.

Впрочем, революционных изобретений здесь искать не следует, считает Генрих Абрамов, управляющий директор компании «Сибнефтеавтоматика».

Катя Христозова

— Все-таки технологии нефтегазодобычи не меняются уже 150 лет, — говорит он. — Поставщики нового — это сервисные компании, которые совершенствуют механизмы добычи. Например, изобретают новую систему включения скважин или новые утепляющие материалы… Но это — не революция, а нормальная конструкторская работа!

Другие поставщики инноваций — совсем молодые предприятия. Пока Генрих Абрамов, Анатолий Брехунцов (генеральный директор «Сибнац»), Анатолий Киреев (генеральный директор компании «Югсон-Сервис») и другие ветераны отрасли по-дружески здороваются, становятся в кружки и обмениваются впечатлениями в окружении родных логотипов, представители новых компаний с нетерпением ждут внимания к себе.

Александр Навроцкий, технический директор компании «СтройКонтрольИнжиниринг», рассказывает о новой услуге для нефтяных компаний — контроле качества сварных швов с помощью селена.

— Для него не надо электричества, потому что минерал радиоактивен, — объясняет Навроцкий.

— Это очень удобно в полевых условиях, на технологических трубопроводах.

Для транспортировки такого оборудования понадобится транспорт со специальным контейнером, поэтому нефтяным компаниям выгоднее отдавать подобные работы на сторону, уверен Навроцкий.

Катя Христозова

— Содержать стационарные лаборатории на стройках — нерентабельно, — говорит он. — Там хватает забот и без этого. К тому же, на оборудование надо регулярно продлевать лицензию. У нас эти механизмы отработаны.

В технопарке Тюменского нефтегазового университета разработали винтовой забойный двигатель 178-го размера. Инженер Алексей Скорняков говорит, что это практически космическое машиностроение: четырехкоординатных станков, на котором изготовили опытный образец, — лишь несколько в УрФО, а на тюменских заводах нет вовсе.

Оттуда же — гидромеханический якорь клапана. По словам автора разработки Андрея Хлуса, установка якоря не зависит от наличия жидкости в скважине, агрегат работает отдельно от нее. И этим выгодно отличается от существующих аналогов.

Подобные конструкции были и на стенде «Югсон-Сервиса». Генеральный директор компании Анатолий Киреев обещал ознакомиться с изделием молодых ученых, а также сказал об еще одной важной особенности выставки — возможности изучать новинки конкурентов.

Катя Христозова

— Но и ваши изобретения могут позаимствовать?

— В этом нет ничего страшного, — отвечает Анатолий Михайлович.

— Как в старом анекдоте: когда моей новой жене будет уже 28, а мне — 90, я снова женюсь на 18-летней. Заимствования неизбежны, и единственный ответ на них — изобретение нового. Это и двигает отрасль вперед.

***
фото: Анатолий Киреев;Стенд «Транснефти» — самый большой на выставке;Мобильный дом «Кедр»;Колонная обвязка «Колумб» от завода «Нефтепроммаш»;Сергей Денисенко

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта