Кимоно маленького размера
Если в коридоре центра олимпийской подготовки «Тюмень-дзюдо» у прозрачной двери спортивного зала толпятся люди, значит, там сейчас занимаются малыши. А зрители, которые вытягивают шеи и поднимаются на цыпочки, чтобы лучше было видно, — это их родители.
— Хотя я против того, чтобы родители присутствовали на тренировках, — строго смотрит в сторону двери тренер Светлана Давыдова — так, что мамы и папы, сами, как провинившиеся малыши, разбегаются в стороны и прячутся за косяком.
— Потому что дети отвлекаются от занятия, начинают позировать, кривляться. А некоторые, наоборот, стесняются и отказываются выполнять упражнения…
Но и родителей понять тоже можно. Ребята-шестилетки в секцию дзюдо пришли только-только, поэтому смотреть на них, еще совсем неумело кувыркающихся на татами, безумно интересно.
— Год назад я набирала в группу и четырехлетних деток, но поняла, что тренировать их слишком сложно, — рассказывает Светлана Давыдова. — Сосредоточить их внимание на чем-то одном практически невозможно, немного не доросли еще. Поэтому сейчас принимаю на занятия только с пяти и шести лет.
По мне, так с этой публикой справиться тоже не больно-то просто. Тридцать карапузов, издав индейский клич, разлетаются по всему залу за считанные секунды. Попробуй собери их в одну кучу! Но у Светланы Викторовны получается. «Матэ!» (что с японского переводится вроде как «хватит! стоп!») -громко и категорично говорит она, и ее маленькие дзюдоисты замирают на месте. Потом, тоже по команде, рассаживаются на длинной скамейке.
— Неужели запоминают японские слова? — спрашиваю я.
— Очень быстро — память-то у них цепкая! — отвечает тренер.
Она, кстати, за долгие годы работы с детьми (занимается с младшими группами уже почти 17 лет) отлично натренировала и свою память. Уже со второго-третьего занятия запоминает каждого воспитанника по имени и фамилии. Я, увы, как ни силилась, так и не сумела идентифицировать всех их. Слишком быстро мелькали перед глазами. Непоседы!
Кроме японских команд, у Светланы Давыдовой есть свои секретные рычаги воздействия на маленьких неугомонных учеников. Она точно знает, что их может успокоить.
Обещание подарить шоколадку за хорошо выполненное упражнение (обещание всегда сдерживается) — это раз.
А второе — это порицание, которое не оставит равнодушным ни одного малыша.
— Ага! Вот эта пара у меня -настоящие бойцы! — торжественно говорит Светлана Викторовна, показывая на двух мальчишек, прилежно усевшихся на татами и сложивших руки на коленях.
— А вы — не бойцы, балалайки какие-то! — смотрит она на двух расхристанных ребят, которые мутузят друг друга, хотя команда была совсем другая.
«Хулиганы», шмыгая носами, подтягивают штаны, поправляют футболки и клятвенно заверяют, что больше так не будут.
Будут, конечно! На то они и малыши. Главное, чтобы прекращали баловаться по первому же требованию тренера. Этому им еще учиться и учиться.
Первые три года ребята будут заниматься в группе общей физической подготовки с элементами дзюдо.
— Пока что мы будем только имитировать борьбу, — рассказывает Светлана Давыдова. — Это разные упражнения, которые позволяют развить основные физические навыки, необходимые борцу. Например, ребята забирают друг у друга мячик. Один крепко обхватывает его руками и закрывает телом, а другой пытается перевернуть противника и ослабить его хватку.
Один из элементов борьбы — это широкая стойка. Чтобы будущих дзюдоистов трудно было сбить с ног, тренер предлагает им специальное упражнение: надо быстро пробежать по обручам, широко разложенным на татами. И ученики несутся, громко шлепая босыми ногами. Чем-то сейчас они похожи на косолапых медвежат.
Дальше Светлана Давыдова просит их притвориться собачками и пробежать по длинной скамейке на четвереньках. Ну, а после этого юные дзюдоисты кувыркаются ежиками.
— Чтобы заинтересовать детей, тренировки надо строить в игровой форме, — объясняет тренер. -Тогда они и урок усваивают быстрее. Собственно, как и любую другую науку.
Правда, попадаются среди детей и те, кого заинтересовать не удается. Не хотят они быть дзюдоистами, и все!
— В таком случае беседую с родителями и прошу забрать ребенка, потому что принуждение плохо может сказаться на его психике. Предлагаю отдать его в другой спорт, — комментирует Светлана Викторовна. — У меня, например, со средней дочкой Дашей так было. В детстве я отдала ее на танцы, потому что в своей юности я сама занималась балетом. А Даша меня не поняла и ушла заниматься дзюдо к отцу.
Теперь Дарья Давыдова -неоднократный победитель и призер российских и международных соревнований, мастер спорта. И очень рада, что родители-дзюдоисты все-таки забрали ее с танцев к себе.
— А если желание у ребенка есть, но не хватает техники и физической подготовки, научить его несложно, — продолжает Светлана Викторовна. -Мы тренируем всех. Правда, не все потом идут в большой спорт. Но такой глобальной задачи мы перед собой и не ставим. Наша цель — сделать из воспитанника человека. Здорового, красивого, дисциплинированного, сообразительного, порядочного. Все эти качества — настоящего спортсмена.
Через четыре месяца занятий Светлана Давыдова обычно устраивает для родителей открытую тренировку. И они, наконец-то не таясь, могут зайти в зал, рассесться по скамейкам и посмотреть, чему научились их малыши. Глядь, а они и не малыши уже вовсе!
— Не может быть, это же мой сын (дочка)! — удивляются многие. -Надо же, какие серьезные, послушные и совсем взрослые!
Но это будет ближе к Новому году. А пока у дзюдоистов-шестилеток еще не у всех есть настоящее кимоно. Его недавно заказали в ателье.
А вот как оно появится, все станет совсем по-другому, обещает Светлана Давыдова. И осанка сразу появится, и походка изменится, и выдержки больше станет. Как-никак, форма обязывает.
***
фото: На месте не сидится;Без подсказки Светланы Давыдовой пока никуда;Самым послушным — шоколадку;А родители и братья-сестры все равно подглядывают;Змейкой по лавочке.