Человеческое отношение к теплу
Перед началом отопительного сезона все дома, словно школьники, сдают экзамены на готовность к зиме. Лучшие получают паспорта. Но пока таких — единицы.
Стать отличником в этом ежегодном испытании управляющих компаний не так-то просто. Хотя, казалось бы, не только вопросы, но и ответы все известны. Необходимо только теорию применить на практике. И время для разбега, вроде бы, есть — три месяца межотопительного периода. Но далеко не всем его хватает, чтобы справиться со всеми проблемами объективного — технического, финансового, кадрового — и чисто субъективного, человеческого характера.
Управляющая компания «Тюменьдорцентр» — одна из тех, кто уже в конце августа могла похвастаться тем, что получила паспорта готовности на весь свой жилой фонд. Возможно, ей было легче, чем многим другим. В управлении у нее всего десяток домов, среди которых большинство — недавно построенные. Но фактор молодости в этих случаях не всегда оказывается выигрышным.
Девятиэтажку по улице Семакова, 5 «Тюменьдорцентр» принял на обслуживание не новой, хотя и не очень изношенной (всего четыре года в эксплуатации) у другой управляющей компании. Чтобы как следует подготовить ее к зиме, пришлось повозиться. Дополнительные работы потребовалось провести и снаружи, и внутри здания.
Жильцы вначале недоумевали — зачем менять, например, входную группу? Внешне она выглядела неплохо. Но, по словам главного инженера компании Виктора Антонова, «не отвечала требованиям энергосбережения». Через плохо подогнанные двери и щели в дверной коробке теряется значительное количество тепла, предназначенного для обогрева дома.
Десятки гигакалорий обычно вылетают в трубу и в самом сердце дома — теплоузле. Если в подвале жарко, как возле паровозной топки — это, скорее, показатель расточительности. Чтобы сократить потери, в управляющей компании решили вложить немалые деньги в приобретение термоизоляционного покрытия для труб. Директор предприятия Алексей Логачев признается, что вряд ли эти затраты окупятся быстро, но все-таки они того стоят — такое покрытие труб позволяет сократить общедомовые потери тепла в два раза.
Летом в компании активно занимались и технической подготовкой инженерных систем к зиме. Не только ревизией и промывкой всех узлов, но и настройкой оборудования перед установкой систем автоматического регулирования. Чтобы новые технологии действовали эффективно, в каждом доме требуется своя наладка трубных систем.
Перед началом отопительного сезона приходится работать не только с «железом», но и с людьми. Человеческий фактор, подтверждают коммунальщики, остается по-прежнему одним из главных. Каждый сантехник знает, что при запуске отопления можно ожидать каких угодно сюрпризов. Причем, неприятности чаще преподносят квартиросъемщики элитного жилья. Одни при капитальном ремонте могут срезать батарею и забыть об этом, другие — самостоятельно сделать перепланировку систем отопления, да так, что не только соседи станут замерзать, но и у всего дома упадут параметры теплоснабжения.
— Многие до сих пор не научились относиться к своему дому как хозяева, — говорит Логачев. — Думают только о себе, о своей квартире, а интересы тех, кто рядом, игнорируют.
Без человеческого фактора не обходится и при сборе платежей. Пенсионеры из старых пятиэтажек, как правило, оказываются более дисциплинированными плательщиками, чем, те, кто работает. В таком жилищном фонде собираемость платежей может быть даже ниже среднестатистических 70-80 процентов. Некоторые жильцы по полтора-два года не вносят платы. Традиционно снижается поступление денег и в период летних отпусков. Практика показывает, что стабильные платежи начинаются только в октябре-ноябре, а к началу отопительного сезона, когда управляющим компаниям необходимо для получения паспортов готовности погасить долги перед ресурсоснабжающими организациями, — денег в наличии минимум.
Если, вовремя не заняться реструктуризацией, как это сделали в «Тюменьдорцентре», то осенью окажешься в патовой ситуации.
Управляющие компании, получившие паспорта зимней готовности, могут теперь облегченно вздохнуть. По крайней мере, у них есть передышка — до момента включения тепла. Даже при самой отличной подготовке все-таки никто не может на сто процентов предсказать, как выдержат инженерные системы дома в целом и отдельных квартир в частности это испытание.
Жильцам остается только надеяться на профессионализм управляющих компаний, а тем — на дисциплинированность и терпение тех, кого они обслуживают.
***
фото: Сантехник Александр Шайматанов в тепловом узле показывает, как работает автоматика;В подвале дома по улице Семакова, 5;Директор управляющей компании Алексей Логачев.