Стальной гигант над рекой
Мост в створе улицы Челюскинцев. Дата постройки — 1961 год.
Это было дотоле невиданное явление — первый стальной мост через реку Туру. Казалось бы, дело совсем недавних лет. Тюмень по площади тогда вполне уже напоминала сегодняшний город, да и люди, которые в нем жили — отчасти те же самые, что и теперь.
Однако тогда, в середине и конце 50-х годов прошлого века, тюменцы пользовались лишь деревянным мостом через Туру, а о стальном мечтали. Больше всего, кстати, мечтали власти, которые понимали, что старый мост (ему в середине 50-х уже было 30 лет) может не выдержать потока грузового транспорта, следующего с правого берега на левый.
В середине 50-х годов тюменским властям, наконец, удалось убедить Москву в том, что нашему городу необходим другой, более надежный мост.
Место для строительства было выбрано там, где сходились крупные улицы — Челюскинцев и Осипенко. Краевед Александр Иваненко в книге «Новые прогулки по Тюмени» так описывает подготовку к большой стройке: «Очистили берег от жалких хибарок, ютившихся у самого обрыва к реке, переселили на другой край города «Пищевкускомбинат», размещавшийся в начале улицы Челюскинцев, где когда-то работал пивоваренный завод Ядрышникова. В конце 1956 года началось строительство».
А вот возводили мост с совершенно другой скоростью, чем это делают сегодня. Движение по мосту Челюскинцев (первый стальной мост стали называть именно так) открыли к октябрьским праздникам в 1961 году. Длина невиданной для Тюмени стальной переправы составила 367 метров, общая ширина — 12 м, ширина проезжей части — 9 м. Мост мог выдержать 80 тонн веса.
Издалека мост выглядит не горизонтальным, а наклонным на левый берег. Однако это иллюзия. Центральный пролет с аркой положен абсолютно горизонтально, а вот съезды на берега — наклонные, именно они создают впечатление, что мост неровный.
Кстати, со сдачей объекта в эксплуатацию не все было гладко. Иваненко пишет, что «один из старых инженеров рассказывал мне, что при подготовке моста к сдаче выяснилось, что металл несущей конструкции центрального пролета не соответствует проекту — он другой марки. Комиссия отказалась подписать акт о приемке моста, а по нему уже началось движение».
Только в 1963 году, когда за мост стал ходатайствовать Борис Щербина, первый секретарь обкома КПСС, комиссия решила принять работу.
В 1995-м мост на Челюскинцев уже реконструировали. Снова приехала московская комиссия, и оказалось, что он требует капитального ремонта. Правда, с ним затянули, провели только в 1995-м, а до этого лишь латали, пока проезд на грузовом транспорте не стал опасным. Для капитального ремонта Тюмень заказала металлоконструкции на курганском заводе. Ремонт провели быстро, и уже к ноябрю 1995 года губернатор Леонид Рокецкий и мэр Степан Киричук вместе со строителями торжественно открыли мост для движения автотранспорта.
Но это все о железе. Если же попробовать вписать мост в контекст города, то место получится исторически знаменательным.
До революции в этом районе находился народный дом, первый в Тюмени вытрезвитель (я где-то читала, что нетрезвым включали граммофон — считалось, что помогает — О.Ч.). Сегодня неподалеку от моста расположена резиденция губернатора области. А раньше, в 60-70-х годах XIX века, тут был Приказ о ссыльных — через писарей этого здания прошли тысячи ссыльных и каторжан, которых отправляли в Сибирь.
Кроме того, в этом же районе, на улице 25-го Октября, находится Ильинский женский монастырь со своей богатой историей, которая начинается в 1586-1587 годах с имени первого настоятеля Ильинской церкви Никона и заканчивается в наши дни недавней реставрацией храма.
Неподалеку от моста и дом купца Сергеева, владельца пенькового завода, построенный в 1909 году.
Словом, место памятное. Конечно, для тех, кто умеет читать историю Тюмени, оставшуюся в резных деревянных наличниках, исхоженных мостовых, заново покрашенных особняках — во всем, что прожило жизнь длиннее человеческой.
***
фото: