В погоне за реальными новостями
«Отдел новостей», сериал. США, 2012 год. Сценарист Аарон Соркин. В ролях: Джефф Дэни-элс, Эмили Мортимер, Элисон Пилл.
В последнюю субботу лета в Америке вышла последняя серия сериала «The Newsroom» («Отдел новостей»). Кто-то может возмутиться: какое нам дело до американского телевидения и их мыльных опер?! Могу ответить, что это не мыльная опера. А ситуации, разыгрываемые в сериале, очень похожи на российскую действительность.
Нам рассказывают о работе новостной службы одного из национальных каналов. Главный редактор Уилл МакЭвой несколько лет проработал «говорящей головой», делая развлекательное вечернее шоу в угоду акционерам и рейтингам. Пока однажды не устал от этого, послав все куда подальше и не приступив к «журналистике по правилам», — с независимыми экспертами, мнениями нескольких сторон, проверкой и перепроверкой фактов. Собственно, с этого сериал и начинается.
В титрах смонтированы архивные кадры с телевизионщиком Эдвардом Мэрроу, который боролся с политикой маккартизма в середине XX века; фотографии Уолтера Кронкайта, положившего начало прекращению войны во Вьетнаме. На них, как на пример для подражания, МакЭвой указывает своим молодым сотрудникам.
Они по старой привычке еще пытаются протащить в эфир сюжеты вроде «Вышел новый iPad!» или «Найден след снежного человека!», на что редактор отвечает неизменным рыком: «Нам нужны реальные новости!»
В десяти сериях уместились подготовка и выпуск сюжетов с горячими темами от разлива нефти в Мексиканском заливе и японском цунами до волнений в Египте и смерти бен Ладена. Нам показывают «мозговые штурмы» на планерках, телефонные переговоры с ньюсмейкерами — как журналисты прорываются через кучу инстанций и убеждают чиновников дать комментарий; поиск дополнительной информации в последний момент, когда ведущий уже в эфире…
Один из самых эффектных эпизодов связан с историей покушения на одного из конгрессменов. Пока другие каналы в погоне за сенсацией сообщают, что женщину убили, МакЭвой со своей командой ждут двойного подтверждения информации и оказываются правы — конгрессмен тяжело ранена, но жива. Все это на фоне распрей с учредителями, внутренних конфликтов в редакции, неразделенной любви и старых обид.
Пару лет назад портал Open-space.ru устраивал подобное реалити-шоу, снимая летучки в российских газетах и журналах («Коммерсантъ», «Афиша», «Огонек»…) Сунуться в студию одного из каналов авторы программы не решились. Да и что бы они там увидели? Отечественные медиа-критики всерьез советуют Эрнсту или Добродееву посмотреть сериал, чтобы увидеть, как надо делать настоящие новости. Американские комментаторы то же самое твердят своим генеральным продюсерам. История-то вымышленная: редакция, главный редактор, канал, — все, кроме новостей, плод фантазии сценаристов. То, что сериал появился именно сейчас, свидетельствует: не все в порядке в международном телевизионном королевстве.
Другая история, собственно, с журналистикой не связанная — это то, что мы смогли увидеть «The Newsroom» практически одновременно с американскими зрителями. Производитель сериала — платный кабельный канал HBO, который выпустил такие многосерийки, как «Клан Сопрано», «Секс в большом городе»…
Переводом, озвучкой и распространением «Отдела новостей» в России занимаются энтузиасты. Пишут субтитры, находят актеров для озвучания, создают группы в социальных сетях — не за деньги, а из любви к качественному зрелищу. Пока российские телемагнаты только договариваются об открытии HBO в нашей стране (предположительно — начало 2013 года), они уже готовятся к выходу второго сезона сериала, а заодно переводят другие многосерийные истории, не попавшие на российские экраны.
Лично меня поражает энтузиазм этих людей. Чтобы журналистика оперировала фактами, опиралась на лучшие свои образцы, а не заигрывала со зрителем, властями и учредителями, ей не хватает вот таких преданных делу людей. Как Уилл МакЭвой или безымянные переводчики его спичей.