Золотые руки
Суббота, 14.00-20.00.
На ярмарку «Тюменская слобода», организованную Центром прикладного творчества и ремесел, горожане приходили семьями.
Народные умельцы из Тюмени и Тобольска здесь не только выставляли свои изделия, но и давали уроки мастерства. Традиционные промыслы в последнее время переживают русскую эпоху возрождения. Они снова в цене, не только коммерческой. А ведь еще совсем недавно на фольклорное творчество многие смотрели как на культурно-исторический рудимент, утративший свое значение. Зачем нужны домотканые коврики, когда продаются ковры и паласы? И кому, кроме туристов, интересны гончарный круг, плетение из лозы и бересты, роспись по дереву?
Но вдруг оказалось, что народные промыслы интересны не только иностранцам. Что есть в мастерах, которые владеют ремеслами, особая внутренняя сила, что на их работу можно смотреть часами…
С самого открытия «Тюменской слободы» больше всего народу толпилось возле палатки, где работали тобольские мастерицы, лауреаты международного фестиваля «Югра-2012» Наталья Бекасова и Ольга Макарова. Конечно, не регалии участниц привлекали внимание зрителей. Всех завораживали крутящийся гончарный круг и рождение на его скользкой поверхности изящных сосудов из бесформенных кусков глины. Казалось, все просто, — кусок глиняной массы, равномерное вращение круга, касание. Но внешне податливый материал новичков слушаться не хотел. Как живой, он демонстрировал такие ужимки и гримасы. И только под рукой мастера становился абсолютно послушным.
— Дело не только в умении или неумении, — объясняла Наталья Бекасова. — Пластичная глина любит жесткую руку. Не зря этим искусством занимались в основном мужчины. Чтобы вытянуть сосуд, выдержать его форму, нужна немалая физическая сила.
Ни армрестлингом, ни скалолазанием она никогда не увлекалась, но точно знает, что накачать мышцы, сделать сильными пальцы можно, занимаясь гончарным искусством. К концу дня руки порой так устают, будто весь день поднимаешь штангу или «качаешься» в тренажерном зале. И, в то же время, эта работа чисто женская — она требует аккуратности, педантичности, особого чувства меры и вкуса. В ней есть что-то трогательное, нежное, тонкое.
Хитрости и премудрости скрыты и в искусстве изготовления свистулек из глины. Об этом рассказывала зрителям Ольга Макарова, коллега Бекасовой по гончарным мастерским Тобольского музея-заповедника. Детям лепить птичек и зверушек нравилось. Расстраивало только, что заготовки свистеть-то свистят, но мнутся. «Что поделаешь?» — разводили руками мастера. Глине, чтобы стать керамикой, недостаточно обычной духовки. Ей необходима температура под тысячу градусов. Не строить же на городской площади муфельную печь!
С определенными условностями работали и мастера ковроткачества. Обычно они используют вертикальные станки. Чем они выше — тем изделия масштабнее. Тюменка Любовь Гультяева вспомнила, как в Дагестане наблюдала работу местных мастериц. Их станки напоминали стену двухэтажного дома! Чтобы завязывать разноцветные узелки, им приходилось сооружать «высотные» многоступенчатые сооружения.
Представить ковроткачество с таким размахом на ярмарке «Тюменская слобода», конечно, невозможно.
Но и миниатюрная рамка горизонтального станка может существенно расширить кругозор.
Общение с любым из мастеров на ярмарке было похоже на путешествие в сказку. В ней за каждым действием — история, за каждой историей — философия, за философией — легенда.
Все, вроде бы, просто и понятно, но разгадать секреты с первого раза не получается.
***
фото: Дмитрий Еремеев и Александр Моор общаются со знаменитым косторезом Мисалимом Тимергазеевым;Мастерица Наталья Бекасова