X

• 5605

Жизнь на вулкане

Продолжение. Начало в NN 124-125

Возвращаясь из индейской деревни, мы остановили машину на склоне горы Труа Питон (1387 м), я вышла сфотографировать пейзаж, и тут же рядом со мной притормозил синий пикап (народ в основном ездит на пикапах). Сидевший рядом с водителем пьяненький мужик с дредами, строго глядя в разные стороны, сказал мне: «Это моя частная собственность». «Нет», — сказала я твердо, хотя и растерялась. «Нет, моя собственность, — продолжал настаивать мужик, шамкая тремя зубами. — Это ведь Доминика, а я житель Доминики, значит, это моя собственность». Водитель пикапа, молодой парень, покатывался со смеху, а дед великодушно продолжал: «Так что добро пожаловать на Доминику, наслаждайтесь!»… И оба растаяли в воздухе.

Шучу, конечно: они просто умчались. А могли бы и растаять. В этом районе, говорят, встречаются зомби. Зомби, или Jambie, как их называют на Доминике, чаще всего орудуют на участке дороги в районе Понт Кассе («сломанный мост»). Транспортная развязка Понт Кассе находится в самом центре острова. Там есть два моста, сходящихся под острым углом, из-за этого место и получило такое зловещее название. Так вот в районе Понт Кассе, в местечке Уильям, есть один участок дороги, прямой как стрела, на котором то и дело происходят аварии, в том числе и со смертельным исходом. В 2011 году здесь в ДТП погибла 12-летняя девочка, семью годами ранее насмерть разбился кандидат в парламент от Объединенной рабочей партии, а более мелкие происшествия происходят в этих местах столь часто, что даже не попадают в хронику. И вот на днях читаю в новостях: «Несчастный случай на дороге в районе Понт Кассе. 2 июня микроавтобус улетел в кювет, никто не пострадал». А на следующий день новый заголовок: «Зомби на дороге в Понт Кассе?» Некий водитель, имя которого не указывается, чтобы над ним не смеялись, рассказывает, как он едва не был ограблен на этом участке ночью (подобрал попутчика, а попутчик приставил ему нож к горлу), но тут оба увидели на обочине белую женщину с белыми развевающимися волосами. Это было так внезапно, что оба забыли про ограбление, а водитель с перепугу описался.

Евгения Гольдберг

Под этим сообщением — три сотни комментариев. Кто-то зомби видел сам, кто-то осторожно советует не отрицать факт существования злых духов (сказки про зомби относятся к числу традиционных верований местного населения, потомков темнокожих рабов, вывезенных из Африки; само слово «зомби» пришло из языка банту, где есть nsumbi (плохой дух) и nsambi (хороший дух). Большинство возражает: не зомби там, а глупые водители с лысыми покрышками на мокрой дороге! Установить ограничение скорости, освещение, полицейский радар и штрафовать, штрафовать, штрафовать! Только так можно приучить водителей к аккуратной, ответственной езде, и люди перестанут гибнуть, а зомби появляться в новостях!

Что до последнего пункта, то это будет огорчительно. Читать в новостях (между сообщениями о планах правительства по укреплению природоохранного законодательства и отчетом о деятельности страховой компании) о зомби — чрезвычайно занятно. Где еще такое прочитаешь?

Вняв совету нашего пьяненького «зомби», мы поехали наслаждаться. Ближайший к нам пункт наслаждения был Эмеральд Пул. Чудесное лесное озеро с водопадом. Посмотреть его стоит. Большинство достопримечательностей Доминики имеют статус национальных парков, вход туда платный. Пока мы покупали в кассе билеты, мимо нас по тропе, ведущей к озеру, промчалась группа круизников (они приехали на микроавтобусе с экскурсоводом). Мы чуть было не расстроились, но оказалось, что экскурсовод круизников свое дело знает, останавливается у каждого столба, сиречь у каждого дерева. Мол, посмотрите, тут растет цекропия щитовидная, или трубное дерево, — на местном наречии bwa cano, — индейцы используют его для изготовления трубок. А это охрома пирамидальная, или bwa flo, из сухих стволов которой делают плоты.

Поскольку нам никто ничего такого не рассказывает, мы бежим прямо к озеру и полчаса плаваем там в свое удовольствие, не толкаясь ни с кем локтями и спинами. Оно довольно-таки маленькое, это Изумрудное озеро.

Евгения Гольдберг

10 августа. Сегодня постарались встать пораньше и пораньше прийти на завтрак. И, по известному закону, пятьдесят минут ждали, пока нам приготовят наши омлеты с бананами. Так что было уже почти десять, когда мы выдвинулись в сторону Портсмута.

Портсмут — крупнейший город в стране; здесь есть медицинский университет (студенты которого проходят клиническую практику в США) и очень много белых, особенно белых женщин с колясками. Портсмут строился в 1765 году как столица, но сразу оказалось, что место тут малярийное, да и желтая лихорадка давала о себе знать, так что административный центр острова пришлось перенести на юг, в деревню Розо. Розо гораздо более традиционный, мы, правда, проехали его скользом, зато два раза, и завтра снова собираемся сюда. Наша деревня Калибиши расположена не идеально, нам приходится ежедневно тратить на дорогу 4-5 часов, чтобы достичь каких-либо достопримечательностей и вернуться к ужину в наш ресторан Bamboo. Вчера, например, на ужин был суп калалу, курица карри и ананас фламбе. А в первый вечер — махи-махи на гриле с тушеным луком и макаронами и божественный суп из папайи. Оно, конечно, можно было бы ужинать и в других местах, но тогда точно придется возвращаться домой поздней ночью.

А ведь последний участок нашего пути — от Портсмута до деревни Калибиши — идет через джунгли. И, знаете ли, он довольно опасный. И не только потому, что дорога узкая и скользкая, на ней бывают оползни, много резких поворотов и петель. Но еще потому, что местные водители носятся тут как угорелые. Они, видимо, просто норовят проскочить ее поскорее, ведь они с детства знают страшные сказки про ведьму, которая является одиноким путникам в виде очаровательной девушки, заманивает в чащу, а там превращается в древнюю старуху и заставляет на себе жениться, а несогласных убивает. Леннокс Хоничерч, признанный знаток местного фольклора, говорит, что узнать ведьму можно, если присмотреться к ее ножкам: на них раздвоенные копытца. А все-таки хорошо, что мы не одинокие путники.

Евгения Гольдберг

Сегодня мы намеревались осмотреть долину Розо и окрестности — Пресноводное озеро, Трафальгарские водопады, горячие серные источники Wotten Waven. Но с утра такое солнце! И пока мы едем на юг, светит солнце, а море такое голубое-голубое, что мы внезапно осознаем: а не разумнее ли провести этот день на пляже? Ведь погулять по лесу мы сможем и в дождь.

Как ни тяжело на ходу менять планы, мы решительно проезжаем мимо указателя Trafalgar falls. Проскакиваем Розо насквозь, пристроившись в хвост какому-то грузовичку. А вот на подступах к деревне Суфрир начался кошмар. Дорога идет вдоль кромки моря, и ее реконструируют. Но в тот момент она адски сужена и просто обрывается в море, а ограждением служит капроновая оранжевая сетка. В одном месте проезд какого-либо транспорта шире мотоцикла вообще невозможен, и автомобили карабкаются в гору по узким кривым улочкам, чтобы объехать опасный участок. В начале и конце этого участка дежурят помогальщики с рациями и знаками «STOP» и «GO». Но, видно, регулировщики что-то перепутали, пустили транспорт сразу с двух сторон, и вот в узком месте, на набережной, мы сталкиваемся нос к носу с грузовичком! За нами пикап, за грузовичком аж три автомобиля! Мы пытаемся посторониться, я смотрю вниз и обмираю от страха: огромное колесо нашего «паджеро» находится в десяти сантиметрах от края двухметрового обрыва, и все, кто это видит, в ужасе орут: стоп, стоп!!! Грузовичок с ругательствами протискивается мимо, ему-то что, он рискует разве что ободрать бока себе и нам, а мы зажмуриваемся. Ффух! В конце ремонтируемого участка дороги видим тетеньку в желтом жилете, она спокойненько показывает нам «GO». Спасибо, говорим мы с чувством. Я читала, что правительство Доминики вложило 78500 восточно-карибских долларов в реконструкцию дороги Суфрир — Скоттс Хэд. Сильно сэкономило, по-моему.

Едем до упора. Вот он, мыс Скоттс Хэд, прямо перед нами. Здесь должен быть пляж и лучшее на острове место для плавания с маской. Выходим. Что теперь? Пляжа не видно. Лезть в гору? Идти вдоль берега? Поблизости пасется несколько местных жителей. Видя наше замешательство, от этой группы отделяется какой-то чувак, советует: лучший пляж — с той стороны; там можно плавать с маской, если у вас нет с собой — я найду; а еще у меня есть лодка, можно поехать смотреть китов и дельфинов, это займет два часа; машину оставьте тут, на пляж не заезжайте, развернуться там невозможно, придется сдавать назад. Мы берем вещи из багажника и бредем по камням в сторону пляжа. Мужик тащится за нами.

Ну, пляж это не то слово. Бетонная стенка, на которую можно сложить вещи, три сантиметра черного-пречерного песка и камней. Зато какая вода в лагуне! Голубая и прозрачная. Дети бултыхались на надувных кругах, а мы по очереди плавали с маской. Соня доплыла до края рифа, там, говорит, рыб еще больше, но такой чудовищный обрыв, что она, едва заглянув в бездну, сразу рванула обратно. Наш добровольный гид предложил нам фрукты, дети сказали, что хотят бананов. Через полчаса мы были с мешком бананов, маленьких и сладких.

Продолжение следует.

***
фото: На этой дороге водятся зомби, или по крайней мере ведьма;Лучшее место для плавания с маской — залив Суфрир;Одно из чудес Доминики — зеленое озеро с водопадом;На табличке в руках рабочего написано «Go», а нам в лоб катит грузовик…;Ночью мы здесь проехали, а наутро — оползень.