Недетский не спорт
Молодые люди, что в понедельник эффектно прыгали и кувыркались во дворе ДИ «Пионер», занимаются паркуром вовсе не из любви к спорту, а от тяги к прекрасному.
Паркур — уличная дисциплина, полуспорт, полухулиганство, приверженцы которого безо всяких вспомогательных средств преодолевают городские препятствия -заборы, гаражи, строения. Самые отчаянные прыгают по крышам домов. «Нет преград — есть лишь препятствия», — вот их девиз.
— Бывает, я опаздываю в школу, тогда срезаю путь: разбегаюсь, с размаху перепрыгиваю забор, — рассказывает невысокий 14-летний Андрей Гартунг.
Хотя утилитарность, будь то сокращение пути или наращивание мускулов, — далеко не главное для паркурщиков: они стараются сделать свои трюки красивыми, крутят сальто, винты. А для этого, в свою очередь, требуется собранность, сосредоточенность, работа не только тела, но и мозга.
Это настоящая субкультура со своим стилем одежды, рассказывают тюменские школьники — широкие футболки и штаны. Со своими предметами культа: кроссовки «Календжи», обтягивающие, легкие, упругие — заказать их можно только в Москве. Со своими местами тренировок — гаражи в районе магазина «Маяк». Наконец, со своими кумирами.
В понедельник около сотни тюменцев пришли на встречу с командой питерских паркурщиков. Те приехали в Тюмень, чтобы провести мастер-класс и разрекламировать свой мобильный снаряд для тренировок — сборную конструкцию из металлических трубок, которую тут же начали испытывать наши спортсмены.
Максим Юн, руководитель питерской команды, рассказывает, что в Петербурге паркур перерос простое уличное молодежное движение. Местные спортсмены участвуют в воспитательной работе, проводят тренировки для воспитанников детских колоний. И в ходе своего тура по городам России они делятся опытом социальной работы, объясняют, что паркур — это не просто финты и трюки, а ответственная жизненная позиция.
По словам тюменских парней, они тоже готовы проводить социальную работу, помогать старушкам, участвовать в пожарных дружинах. Жалеют только, что работы никакой, связанной с парку-ром, пока не придумали…
Но работа — это в будущем, а пока они ни минуты не могут стоять спокойно, даже по ровной поверхности идут вприпрыжку, постоянно стараются куда-нибудь залезть. У многих в ушах наушники: «музыка помогает настроиться на трюки». За их движениями наблюдают девчонки-болельщицы.
— Мне нравится этот спорт, потому что участники полагаются только на собственное тело, — говорит Таня Огороднова. — Паркурщики умеют управлять им, а вот скейтеры и роллеры — никуда без своего снаряжения.
Девушки есть и среди участников. Дарья Панскова из Петербурга рассказывает, что для занятий паркуром у каждого свои мотивы — кто-то наращивает мышечную массу, кто-то танцует в воздухе. Для самой Дарьи паркур стал способом преодоления комплексов — у девушки был врожденный порок сердца, преодолевая препятствия, она преодолевает и свои страхи. Хотя и делает себе скидку — слишком сложных упражнений не выполняет.
Кроме болельщиц, за участниками наблюдают и фельдшеры скорой помощи. К ним то и дело подходят участники: кому помассировать шею, кому забинтовать разбитое колено. Молодой врач Валерий регулярно присутствует на подобных сходках тюменских экстремалов. Для него в этих трюках — не красота, а потенциальная угроза здоровью.
— Даже на ровной поверхности можно подвернуть ногу, а они вытворяют такие движения, к которым человеческий организм не приспособлен в принципе. Это не профессионалы — любители, и для них риск получить травму особенно велик. Но если уж на то пошло, на первом плане должна быть достойная физическая подготовка.
Собственно, физической подготовкой и занялись петербургские мастера. В начале упражнений тренер Максим обратился к парням с просьбой остаться только тех, кто сможет пройти всю трехчасовую тренировку до конца. Остались все. Но уже на первом упражнении стали отсеиваться -простоять пять минут на кулаках оказалось сложновато. После начались прыжки, упражнения на устойчивость — надо было балансировать на узкой трубе. Тренеры обращались с воспитанниками строго, призывали к дисциплине, которая должна быть не только в движениях, но и в мыслях и словах. Но со стороны эти упражнения, когда группа пацанов делает непонятные движения под управлением других таких же пацанов, все же не производило серьезного впечатления.
***
фото: Андрей Гартунг (справа) и его друзья;Тренировка продолжается;Фирменный финт.