Обучение плаванию — чьих рук дело?
Я тонула. В Черном море. Мне тогда было лет 11, я отплыла довольно далеко от пляжа, почти вернулась обратно, но буквально в нескольких метрах от мели застряла — набегавшие волны упорно оттягивали на глубину, не давая ступить на дно.
С берега смотрели родители, и стоило мне помахать рукой или крикнуть, они тут же бросились бы за мной в воду. Но позвать на помощь я… стеснялась, потому что на воде держалась уже с шести лет, а в семь вместе с отцом переплывала деревенскую речку. Так что признать свое поражение (к тому же, в паре гребков от берега) была не готова и изо всех сил изображала, что мне просто нравится так вот барахтаться на одном месте. Спектакль получался убедительный (даже спасатель, озиравший акваторию в бинокль, не заметил фальши), но очень уж затянутый. Силы иссякали, и надо было что-то решать с финалом: либо полное фиаско, и сидеть потом оставшиеся дни каникул на скучном знойном пляже (после такого родители в воду точно больше не пустили бы), либо.
Не помню, учил ли меня кто-нибудь этому (может, видела по телевизору), но в самый критический момент, когда уже стала глотать воду, я глубоко нырнула. И поползла к берегу по дну, цепляясь за скользкие валуны. Так я и поняла, что под водой волны бессильны. А родители так и не узнали о моем злоключении: отдышавшись, я вышла на берег как ни в чем не бывало.
— Подобный опыт по-разному может повлиять на психику человека, — говорит тренер по плаванию и дайвингу Дмитрий Щеголев. — Кто-то извлечет из этого полезный урок и будет чувствовать себя на воде еще более уверенно. А кто-то, наоборот, больше никогда не рискнет поплыть — из-за страха утонуть. Обычно, если ко мне обращаются люди с такой проблемой, я советую им записаться в группу дайвинга (погружение под воду с аквалангом — М.С.) Потому как плавать-то они умеют, их задача заключается только в том, чтобы перебороть свой страх перед глубиной.
Однако по статистике, люди, один раз чудом спасшиеся из воды, реже попадают точно в такую же ситуацию. Они впредь или вовсе не приближаются к водоемам, или проводят работу над ошибками, оттачивая свои плавательные навыки до идеальных.
Намного хуже дела обстоят с теми, кто плавать никогда особо и не учился. Спасатели говорят, что без знания элементарных азов можно утонуть и там, где всего лишь по пояс. Стоит только оказаться под водой с головой (поскользнувшись на илистом дне, неумело нырнув или, например, упав с лодки).
— Конечно, — подтверждает Дмитрий Щеголев. — Знаете, чему труднее всего научить ребенка, который только что пришел в группу плавания? Погружать лицо в воду. Этому надо учиться постепенно, при хорошей видимости -в бассейне, а не в природном водоеме, где вода чаще мутная, — и под присмотром профессионала, который всегда вовремя заметит испуг ребенка, случись что.
За один сезон Дмитрий Щеголев (тренер с 12-летнем стажем) выпускает в большое плавание 150-200 ребятишек. За них он спокоен. Говорит, что умение плавать — это как умение ездить на велосипеде. Один раз научился — и на всю жизнь.
То есть, в критической ситуации ребенок (а впоследствии — взрослый) всегда сориентируется и найдет способ выплыть, потому что у него будет выработан моторный навык. Как говорится, глаза боятся, а руки и ноги делают.
Но не все родители осознают жизненную необходимость подобных навыков. Усугубляется все тем, что сегодня водить ребенка в бассейн — целая проблема. Это же надо обежать врачей, сделать медицинскую справку, снарядить чадо всем необходимым (сланцами, полотенцем, сменным бельем, мылом, плавками и очками), проконтролировать, чтобы не выбегал сразу после тренировки с мокрой головой на улицу. Но самое главное — надо заплатить.
— Да, сегодня в Тюмени научиться плавать бесплатно практически невозможно. Некоторым ребятишкам везет — тем, кто прошел отбор в спортивную школу или у кого бассейн есть при общеобразовательной школе, — продолжает Дмитрий. — Остальным остается идти в платные обучающие группы. Их, в принципе, достаточно, но не для всех они доступны. Например, занятия в моей детской группе стоят 1400 рублей -за месяц. По городу это еще одна из самых низких цен.
Конечно, несравнимо с платой за жизнь. Но для многих такой ценник становится решающим в вопросе: плавать — не плавать. Перевешивает последнее. И это в городе, через который протекает большая река, где много крупных озер и карьеров, в городе, где плавать должны уметь все.
— Во времена Советского Союза работала программа бесплатного обучения плаванию, — говорит Николай Радостев, главный специалист отдела спорта городского департамента по спорту и молодежной политике. — Этим занималось общество спасения на водах. Сейчас ничего подобного нет. И это не только в нашем городе — везде так. Если родители приложат определенные усилия, они смогут записать ребенка в спортивную школу на бюджетное место. Правда, их количество ограниченно.
Это и заметно. Практически все погибшие на тюменских водоемах в этом сезоне (двадцать человек) — люди молодые, есть среди них и дети.
Многие обезумевшие от горя родственники, наблюдавшие с берега за водолазными работами, признавались спасателям сквозь слезы, что погибшие почти совсем не умели плавать.
***
фото: Если повезет, они сами научатся плавать, а если — нет?;Дмитрий Щеголев.