X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Думать о завтрашнем дне…

Здесь чаще всего размышляют о прошлом. И редко строят планы на перспективу. Но тем, кто кладбища обслуживает, думать о будущем приходится.

Недавно в редакцию позвонила читательница и спросила: куда ей обратиться, чтобы на кладбище «Червишевское-1» убрали мусор, который, по ее словам, грядами лежал у дороги. Мусорные горы местами достигали такой высоты, что к могилам, расположенным в глубине секторов, добраться было трудно. Читательница не возмущалась, просто переживала…

Так неожиданно вскрылась общегородская проблема, о которой говорят не часто — о культуре посещения кладбищ, об уборке мусора после массовых посещений, о наличии сил и средств для поддержания чистоты на этих территориях.

В городской черте — 19 кладбищ. 14 из них обслуживает муниципальное предприятие «Некрополь». Самые большие действующие кладбища — Червишево-1 и Червишево-2. Первые захоронения на Червишево были сделаны в 1963 году, после того, как закрыли Текутьевское. Производились они стихийно, без планировки, как обычно бывает на сельских погостах. Пока город назывался «столицей деревень», такая хаотичность никому не досаждала. Но проблемы стали расти вместе с ростом населения города и, соответственно, увеличением количества умерших.

О том, что и на кладбищах не все спокойно, два года назад заговорили депутаты городской Думы. Но вопрос рассматривали с другой стороны — территориальной. Площади, выделенные под городские захоронения, оказались на исходе. Комиссия по развитию жилищно-коммунального комплекса и благоустройству несколько раз в год включала в повестку дня пункты, связанные с перспективой развития городских кладбищ. И, наконец, добилась того, что в Лесном фонде нашлось 40 гектаров, которые после оформления необходимых документов передадут в ведение «Червишево-2».

Общая площадь Червишевского кладбища сейчас составляет 89 гектаров (62 на «Червишево-1» и 27 — «Червишево-2»). На новой его части вести уборку намного проще. Она четко распланирована, разбита на квадраты, между которыми проложены асфальтированные проезды. Для удобства их именуют улицами. Центральную, по аналогии с городом, называют улицей Республики. Но на сходстве названий все, пожалуй, и заканчивается. Если сравнить количество рабочей силы и техники, убирающей улицы в городе и проезды на кладбище, первое будет куда больше второго. По словам Александра Сеиткова, директора муниципального учреждения «Некрополь», у них в наличии только четыре «камаза» и два погрузчика. На все 14 муниципальных кладбищ. Причем некоторые большегрузные машины в таком преклонном возрасте, что, как шутят водители, столько не живут. Один из «камазов», например, эксплуатируется уже больше 30 лет.

Галя Безбородова

Возможно, требования к уборке «улиц» на кладбищах не такие жесткие, как в городской черте. Ведь здесь ничего не происходит. По крайней мере, на первый взгляд. Если приехать сюда в середине лета, то кажется, что и убирать-то особо нечего. Разве только траву местами скосить.

Но цифры говорят о другом. Количество собираемого мусора увеличивается год от года. Например, за 2009 год вывезли 6836 кубометров, за 2010 год — 9714 куб. м, за 2011 прирост составил еще около тысячи «кубов», а за первое полугодие этого года перевезли столько же, как за весь 2009 год.

Об увеличении объемов бытового мусора говорят и городские возчики. Они связывают это с использованием продуктов и товаров в пластиковых упаковках. Но у мусора, который скапливается на городских кладбищах, есть и другие особенности. Главный бич — не просто сезонность, а резкие всплески, связанные с массовыми посещениями в родительский день и церковные праздники. В эти дни (а точнее, недели) по обочинам центральных и межквартальных дорог на Червишево вырастают мусорные терриконы. Такие, что на их уборку требуются недели и даже месяцы. Имеющаяся у «Некрополя» техника просто не справляется. Ведь и текущую уборку никто не отменял.

Откуда возникают эти мусорные горы? Вроде бы площади те же, дорог столько же. Только количество могил ежедневно увеличивается (в среднем в Тюмени умирает 12-15 человек в день). Растут деревья, увеличиваются их кроны. Посчитайте, сколько листьев опадет с годовалой березки или с тридцатилетнего тополя. А старых деревьев на кладбищах -сотни.

В родительские дни тюменцы приходят на могилки, сгребают опавшую листву, снимают старые венки, цветы, приносят одноразовую посуду, соки в тетрапакетах, бутылки с водой. И хорошо, если убирают за собой мусор, складывают его в полиэтиленовые пакеты, выносят на обочину дороги. Нередки случаи, когда это «добро» оказывается просто за оградкой. Иногда за своей, а иногда и за соседской. Культура посещения кладбищ, говорят смотрители, падает год от года…

Некоторые города России, просчитав текущие и грядущие затраты на уборку городских кладбищ, изменили ситуацию кардинально. При планировке новых территорий в Перми, например, полностью вырубили деревья (так же поступили и в Ишиме). Получилось непривычное «чисто поле». Количество мусора при этом резко сократилось, а качество и оперативность уборки -возросла. В Сочи избрали другой путь — совсем отказались от оградок на могилах, чтобы облегчить проезд уборочной техники.

Какой путь выберет Тюмень? Ведь сорок гектаров прироста -площадь существенная. И всем хотелось бы, чтобы на городских кладбищах были не только покой, но и чистота.

***
фото: Летом кладбище зарастает травой;Работает погрузчик

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта