Рекламная пауза
![](https://tm-courier.ru/wp-content/uploads/2020/08/554096.jpg)
— Вы дилетанты, и я вас с этим поздравляю! — с улыбкой говорит Евгений Фатеев собравшимся студентам. Они смеются. Это участники фестиваля «Все различны — все равны», у них последний день занятий.
В июне Молодежный информационный центр кинул клич в социальных сетях, приглашая всех желающих поучаствовать в создании медиа-продуктов — видеороликов, фотографий, рекламы, направленных на раскрытие религиозных, национальных особенностей людей, установление межкультурного диалога. «Никакого отбора у нас нет, берем всех! — говорила Татьяна Пронькина, одна из кураторов конкурса. — Даже если вы ничего не умеете, но очень хотите научиться, — обязательно приходите!»
Пришли полторы сотни человек. За два месяца для них провели мастер-классы фотографы и журналисты. Участники организовали несколько уличных акций, в том числе «Летний поцелуй» на набережной 6 июля. А теперь удаляются на каникулы, чтобы в головах уложились приобретенные знания, а осенью они попробуют создать собственные проекты. Итоги подведут в ноябре, в Международный день толерантности.
ЛИНИИ ЖИЗНИ — ЛИНИИ РАЗЛОМА
Евгений Фатеев и Андрей Колоколов, мастера-самоучки из екатеринбургского агентства «StreetArt», приехали, чтобы рассказать участникам об основах создания социальной рекламы. Впрочем, разговор получился гораздо более широким: о современности, молодости и творчестве.
— Социальная реклама вроде бы должна отражать общество, в котором мы живем, -говорит Фатеев. — Что там у нас на повестке? Здоровый образ жизни, насилие в семье, экология, армия, правила дорожного движения… И что, это все?! Неужели это все про нас? Вы к своим двадцати годам побывали в гораздо более сложных ситуациях. Жизнь шире, ярче, жестче, чем то, как она представлена в рекламной повестке.
Фатееву 36 лет, но выглядит он старше. В рекламу пришел из торговли, специального образования не получал. Он предлагает собравшимся назвать проблемы, которые волнуют их в повседневной жизни, линии разлома, способные стать сюжетом для новой рекламы.
— Например, разница между городом и деревней, — поднимает руку девушка в красном платье. — Моя сестра живет в Казанском районе, и там нет курсов, чтобы она могла подготовиться к поступлению в университет.
— Очень хорошо! — восклицает лектор. — Еще!
— Часть народа боится изменений, — звучит мужской голос из зала. — Кто-то уже не может расстаться с iPad-ом, а кто-то и факсом не умеет пользоваться.
— Да! — говорит Фатеев. — Разделение на «старых» и «новых» людей. В нашей работе мы постоянно сталкиваемся с этим.
Работа агентства «StreetArt» -создание рекламы, проведение PR-акций. Оно прославилось роликом «Каждый знак — это жизнь», сделанным по заказу ГИБДД. В нем меловой контур человека, погибшего в автокатастрофе, прогуливается по улицам, прощается с городом и в конце оказывается фигуркой на красном сигнале светофора. Ролик вошел в десятку лучших видео-реклам 2011 года.
— Я вам подскажу, — продолжает Фатеев. — Есть еще антиреклама социальных сетей, прославление человека труда… Но все названные темы уже стали каноническими. Вопрос: как создать что-то новое?
По мнению екатеринбургских гостей, скудость повестки дня объясняется способом функционирования отрасли: инициатором создания роликов всегда становится государство, однако реклама — «слишком серьезная вещь, чтобы заниматься ею серьезно».
— Мы в какой-то степени — народное ополчение рекламного мира. Пришли сюда не из-за денег, а из любви к творчеству. И вы, пока молоды, пока у вас ни внутренних редакторов, ни внешних, играйте с рекламой, делайте ее сообразно вашим особенностям.
Лекторы предлагают студентам освоить технику «остранения» — провести аудит собственных странностей и сделать их фирменным знаком творчества. Вместо того чтобы вписываться в тесные формальные каноны.
МОЛОДЫЕ, СКУЧНЫЕ
Часовая лекция заканчивается, студенты подходят и благодарят рекламщиков за честность и бескомпромиссность. Во дворе Дворца искусств «Пионер», на фоне паркурщиков и скейтеров, гости делятся впечатлениями от встречи с Тюменью.
— После грязи и пробок Екатеринбурга, конечно, мы здесь отдыхаем — совершенно европейский вычищенный город. Например, скейт-парка у нас такого нет, — Евгений Фатеев показывает на молодых велосипедистов, припарковавшихся у рамп. — У нас экс-тремалы собираются в центре города, выстраиваются в очередь возле одного из памятников, разбиваются там в кровь. Здесь все оборудовано. Но, с другой стороны, чувствуется в ваших спортсменах какая-то вялость, скука. Почему плохо, когда все хорошо? -это могло бы стать одной из тюменских социальных тем .
Надо сказать, что и фестиваль «Все различны — все равны», на который прибыли гости, также организован государственной структурой — областным департаментом по спорту и молодежной политике.
— Это позор для нас, что инициатором культурных мероприятий становится не общество, а государство. В Екатеринбурге низы доросли до того, чтобы самим продуцировать какие-то новые вещи, но наш случай — аномалия.
Для развития самосознания Фатеев предлагает молодым людям читать книги — современных философов Мишеля Фуко, Ролана Барта: «не прочитаешь хорошие книжки, ничего не узнаешь». И рассказывает, что офис «StreetArt» в Екатеринбурге — настоящая изба-читальня.
***
фото: Евгений Фатеев и Андрей Колоколов;Участники фестиваля «Все различны — все равны».;Участники фестиваля «Все различны — все равны».