Мечты и ближайшие планы полковника Лоточкина
Тюменцы уже привыкли, а вот заезжие водители искренне удивляются и недоумевают, когда видят на дороге человека в офицерской форме с «гаишным» жезлом в руках. В городе произошло что-то чрезвычайное, если даже начальник вышел на дежурство?
На самом деле, ничего необычного. Для начальника УГИБДД по Тюменской области, полковника полиции Геннадия Лоточкина это привычная практика.
Вспоминаю, как вместе с ним зимой, поздно вечером, дожидались возле кафе «Малина» посетителей, которые имели привычку беспардонно загонять свои автомобили прямо на тротуар. Было холодно, ждали долго, мы с фотографом Викторией Ющенко смущенно спрашивали у полковника: «Задерживаем вас? Рабочее-то время закончилось.» «Почему? — удивлялся он. — Если есть дело, любое время становится рабочим!»
Нарушителей, кстати, дождались. Сейчас на тротуаре у «Малины» уже не паркуются.
— Не слышала, чтобы в других городах начальники ГАИ так часто выходили в народ, — говорю я.
— Признаться, я не узнавал, — пожимает плечами Геннадий Дмитриевич. — Может, выходят. Может, нет. У каждого свой взгляд на службу. Лично я считаю, что общение с автомобилистами напрямую — это единственный возможный способ узнать о реальной ситуации на дорогах.
Допустим, останавливаю я водителя, а он — из окраинного микрорайона, куда экипаж ДПС, возможно, и не заедет никогда. Водитель же расскажет обо всех местных проблемах: где каких знаков не хватает, где — перехода. На состояние дорог пожалуется при необходимости. И мы уже будем владеть более полной информацией о том, что требуется сделать.
— Почему автомобилист не может точно так же пожаловаться рядовому инспектору?
— Во-первых, менталитет у нас такой — начальству мы как-то больше доверяем, что ли. Во-вторых, чего скрывать, многие водители до сих пор воюют с инспекторами. Те сами такую репутацию заработали.
— Надежда на восстановление авторитета есть? Реорганизация, о которой так много и не всегда, кстати, лестно говорят, дает положительные результаты?
— Я реформу приветствую. В первую очередь потому, что она позволила навести порядок в штате. Да, сокращения были большими. Только в нашем ведомстве -свыше 400 человек. Зато остались проверенные. Вот вместе с ними и будем поднимать авторитет Госавтоинспекции. Кое-какие успехи уже есть. Сами же, наверное, обращаете внимание — инспекторы стали более вежливыми, тактичными при общении с автомобилистами.
На разводах, на совещаниях, при личных встречах каждый раз напоминаю подчиненным, что все мы живем в одном городе. И делить нам нечего. Наоборот, у нас с водителями и пешеходами должна быть общая цель — навести порядок на дорогах.
— На ваш взгляд, беспорядок большой? Водители заученно жалуются на пробки, плохие дороги, неразвитую дорожную инфраструктуру…
— Человек быстро привыкает к хорошему. Может, поэтому горожане со временем и перестают замечать новые дороги, автомобильные развязки, широкие улицы, современные светофоры. Областные и городские власти вкладывают огромные деньги и силы в усовершенствование дорожно-уличной сети. Это неоспоримо. Если кому-нибудь все еще кажется, что у нас плохо, пусть поговорят с гостями Тюмени, приехавшими из других регионов. И они расскажут — как у них, какие дороги, какие пробки. У нас, кстати, и не пробки вовсе, а рабочее затруднение проезда — в часы пик.
Город не стоит, он движется, пусть иногда не так быстро, как хотелось бы. Беда в другом: не все готовы мириться с таким положением вещей. Не редкая картина: десяток автомобилей стоит перед перекрестком, ждет своей очереди проехать, а какой-нибудь умник берет и выскакивает на встречную полосу, обгоняя всех. Вот где главный беспорядок — в головах!
— Это общая тенденция? Водители массово сходят с ума?
— Нет. Большинство наших водителей — люди добрые, вежливые, порядочные. Это я вам на личном опыте говорю, со многими приходилось общаться. Но в глаза же всегда бросается поведение тех, кто не уважает ни законы, ни окружающих.
— Кто это, в основном?
— Не хочется, конечно, делать каких-то обобщений, но среди нарушителей больше молодых людей.
— Связано это как-то с качеством обучения в автошколах?
— Напрямую. Школ становится все больше, а сроки обучения -меньше. Вот я, например, получал водительское удостоверение в ДОСААФ. Тогда, в самом начале 1980-х, автошколы были только при таких авторитетных обществах и организациях. Учился я, ни много ни мало, десять месяцев. Зато потом проблем с вождением не было, в армии управлял всеми грузовыми автомобилями, которые тогда в Союзе производили.
— Поэтому и работу решили выбрать близкую к машинам?
— Сначала я участковым работал. А потом так получилось, что штат тюменской Госавтоинспекции решили пополнить молодыми кадрами. Я оказался в числе претендентов и в 1992 году стал дорожным инспектором.
— Что самым сложным показалось?
— Сложности начались, когда меня на должность начальника регистрационного отделения перевели. Водительские удостоверения раньше заполняли от руки, перьевыми ручками. Мало того, что времени это занимало уйму, так еще и все написанное вместе с печатью стиралось буквально за несколько месяцев. Потому что водители всегда в нагрудном кармане носили права, как самое ценное. Понятно, что потели, удостоверение промокало, печать размывалась.
Так что очереди к нам за новыми «корочками» выстраивались длинные, прямо на улице. Сейчас и не верится, что такие проблемы были, — права ламинируют, водители их в портмоне носят.
— Многое, кроме этого, к лучшему изменилось?
— Да, конечно. Всего и не перечислить. Но больше остального меня радует техническое оснащение наших дорог — видеокамеры, в первую очередь. Там, где они установлены, ощутимо снизился процент аварийности. Кто-то даже придумал памятку продавать, где адреса с камерами указаны, и прописаны штрафы за нарушение ПДД. Я видел такие у водителей, прямо на панелях автомобилей. Скоро эту памятку обновлять придется — в ближайшем будущем мы планируем оснастить камерами больше перекрестков и опасных участков.
Еще хочется сделать «зеленую волну» на центральных загруженных улицах города. Для этого необходимо создать центр управления светофорами, чтобы специалист дистанционно мог следить за ситуацией и регулировать движение. При достаточном финансировании осуществить эту задачу можно буквально в течение года.
— Это все реальные планы, а как насчет мечты? Если бы вместо полицейского жезла в руках оказалась волшебная палочка, то что бы изменили в нашем городе?
— Сделал бы так, чтобы никогда не страдали и не умирали дети! Это моя самая большая боль -детский травматизм на дорогах. Вы только представьте — 70% аварий происходит с участием юных граждан! Практически ежедневно я вижу покалеченных ребят -выезжаю на место ДТП, бываю в детской травматологии и реабилитационных центрах. Страшно. Еще страшнее от того, что детей под удар подставляют сами же родители, сажают их в автомобили без специального кресла, оправдывают это тем, что они плачут в нем, не хотят сидеть.
Ничего подобного! У меня у самого пятилетняя внучка, она сама забирается в кресло, пристегивается. А потому что хорошо объяснили: так положено, так правильно. И она не плачет. Так что нет безответственным взрослым оправдания, как бы они ни пытались отговориться. А вообще, я на эту тему бесконечно могу говорить. И бороться с проблемой никогда не перестану.
— Чувствуете в себе на это силы? На днях у вас юбилей, круглая рубежная дата — 50 лет… Многие придают ей мистическое значение: кто-то говорит об упадке сил, кто-то — наоборот, о подъеме…
— У меня предрассудков нет. Я считаю, что человеку, который находится в постоянном движении, некогда обращать внимания на рубежи и даты. Надо двигаться дальше!