Откуда есть пошла наша медицина?
По меньшей мере, уже два поколения жителей большой Тюменской области живут и работают, находясь под опекой специалистов тюменской медицинской школы. А до этого и землепашеский юг, и лесное, и рыбное Приобье, и туземное население тайги и тундры, так сказать, обслуживали выпускники Свердловского и Омского медицинских вузов.
Удобно, на первый взгляд. Два опекающих крыла, западное и восточное. Никаких тебе хлопот о преподавательских кадрах, об учебных зданиях и общежитиях. Послал заявку, получил, согласно плановому распределению, молодых специалистов и — будьте здоровы!
Тем не менее, еще 50 лет назад, в 1962 году, тюменские власти начали лелеять и пробивать идею о создании собственного медицинского вуза. В минздраве идея не понравилась: «Не стоит на каждом полустанке открывать медицинский институт», — министр здравоохранения СССР Курашев явно намекал на то, что все три областных центра — Свердловск, Тюмень и Омск — словно полустанки, сидят на одной и той же Транссибирской магистрали.
Но тюменские начальники, которым и без того хватало головной боли со считающейся спорной и сомнительной перспективой поисков углеводородного сырья в совершенно необжитых пространствах Севера, не отступились. Так, в справке обкома партии 19 февраля 1962 года саркастически отмечалось, что за три предыдущих года в область прибыло 543 молодых врача, а убыло за то же время — 470…
Потребовался еще один год, чтобы доказать, настоять и начать действовать.
В следующем году у Тюменского государственного медицинского института, а ныне — медицинской академии — юбилей. 50 лет со дня открытия.
О том, как все начиналось, рассказывается в документальном очерке Александра Петрушина «Статистика давно минувших лет».