Вокзал сводит людей. И разлучает
Касмира Айлчиева с сыном Нурелем находятся на железнодорожном вокзале уже десять часов. После переезда из Бишкека в Курган, а затем на такси сюда, в Тюмень, наконец-то можно передохнуть.
Они сидят на сумках и наблюдают за снующими туда-сюда людьми. На улице прохладно, дождливо, а пассажиры в куртках и с зонтами — явно из местных. Загорелые, в майках и шортах — вернувшиеся курортники.
После утреннего затишья к обеду здесь настоящий пчелиный рой. Длинные очереди в кассы (лето, когда едут, кажется, все!)
У каждого пассажира — своя дорога и свои отношения с нею.
Тоболяк Василий Думкин едет к родственникам в Ярославль и впервые видит тюменский вокзал после реконструкции.
— Просторнее стало. Да и снаружи красивее, далеко видать. Не сравнить с тем, что было здесь в конце 60-х годов!
В 1967-м Думкин служил в воинской части в районе нынешней станции Туринская и участвовал в строительстве железной дороги Тюмень — Тобольск — Сургут. Каждое утро молодые солдаты проезжали мимо малюсенького одноэтажного кирпичного здания станции Тюмень.
— Так и не сделали здесь высокую платформу, как в Тобольске, — говорит Думкин. — А ведь она не помешала бы!
В это время по низкому перрону проходит группа призывников — человек тридцать в темно-зеленой форме. Они беззвучно маршируют за окном вокзала, за ними плывет бесформенная, разноцветная масса провожающих. 45 лет спустя призывники отправляются в ту же сторону, где когда-то служил Думкин, — в Свердловскую область.
У платформы замерла электричка Тюмень — Екатеринбург. Плачут девушки, плачут мамы.
— Если б не ходило столько слухов про эту «учебку», не было бы слез, — говорит Елена, глядя на своего сына, спокойно стоящего на ступеньках. — Вообще-то, он у меня подготовленный, сам хотел служить…
Свежеиспеченные солдаты смеются во весь голос, машут провожающим.
Илья Заичкин провожает брата Антона. Он, конечно, не плачет, а улыбается во весь рот.
— Все будет нормально, нечего переживать. Я два года срочником отслужил, потом еще пять лет по контракту. А тут всего год! Главное — настроиться морально!
После электрички приходит пассажирский поезд Адлер — Новосибирск. Пассажиры не торопятся выходить под тюменский дождь, молодые студенты-проводники скучают на постах. В один из вагонов поднимается бригада медиков: ребенку с больным сердцем стало плохо в пути. Спустя 15 минут посланцы «скорой» появляются обратно.
— Ну что, отказались? — спрашивает их Елена Крючкова, дежурный помощник начальника вокзала. Те утвердительно кивают.
Родители отказались ехать в больницу, объясняет Елена Владимировна. И рассказывает, что на вокзале постоянно работает медперсонал, а если надо, то из города вызывают «скорую», которая доставляет пациентов в одну из больниц. Все эти вопросы ложатся на плечи дежурного по станции.
За время, что мы проводим у рабочего места Крючковой, люди поминутно обращаются сюда с самым и разными проблемами: кому-то нужен носильщик, кто-то потерял ребенка, кто-то — документы… А ей еще нужно следить за датчиками вентиляции, пожарной сигнализации, освещением. Кроме того, с помощью камер наблюдать за тем, что происходит в здании вокзала.
— Мы, как правило, следим за кассовым залом. Если народу становится слишком много, то просим, чтоб поставили консультанта к электронным терминалам.
Народу сейчас и правда много. Очереди выстраиваются уже и у автоматов. Кассир Нина Щукина подсказывает одновременно трем пассажирам. «А что, здесь билеты дороже?» — интересуются те, что постарше. «Нет, цены такие же, только рассчитываться нужно пластиковой картой». Молодые прибегают с уже распечатанными бланками заказов, вводят номер, и спустя пару минут в их руках — заветный билет.
Но, наверное, самые опытные путешественники — это вахтовики. Группа из 16 человек, обложившись баулами, сидит на втором этаже зала ожидания. Кто-то спит, кто-то глазеет по сторонам. С появлением молодой девушки-фотографа они приободряются, начинают позировать и веселиться, как дети. Это тобольские монтажники-сварщики, которые едут на два месяца в Норильск для ремонта местной ТЭЦ.
— Лето, отопительный сезон закончен, теперь нам предстоит чинить котельную, — рассказывает бригадир Виталий Хомяк.
До этого бригада ремонтировала электростанции на Дальнем Востоке, в Архангельске, Республике Коми. И почти всегда их путь лежал через Тюмень.
Впрочем, вокзал — это не просто перевалочная база, а настоящая вселенная в миниатюре. Любовь, дружба, работа, служба, новые встречи и печальные расставания, — все это сосредоточено на небольшом пространстве.
И пусть в Тюмени не самая высокая платформа — пока стучат колеса, диктор объявляет прибытие и отправление, а на табло обновляют список поездов, остро чувствуется, что жизнь здесь точно не стоит на месте.
… Семья Айлчиевых тем временем дождалась своего состава. Через 12 часов они будут в Ноябрьске, а еще через два часа — дома, в Муравленко. И о пребывании на тюменском вокзале вспомнят не как о тоскливом, без пользы проведенном, времени, а как об интересной, пусть и нечаянной, экскурсии по лицам и судьбам.
***
фото: Семья Айлчиевых в ожидании;Новосибирская проводница Кристина Комарова;На перроне;Год – это совсем не много;Заветный билет;Звонок близким;Пассажиры не спешат наружу.