К реке на работу
С утра Тура покрыта сизой дымкой, словно полупрозрачным покрывалом из тафты.
Пасмурно и влажно. Серое небо, серая вода. Но серость эта не угнетает, а почему-то успокаивает.
Сергей Камша каждое утро встречает реку в разных ее настроениях — то спокойную, то покрытую капризной рябью. А сейчас, летом — чаще всего блестящую на солнце. И так уже без малого 35 лет. Он — начальник участка погрузочных работ Тюменского речного порта.
Из старенькой двухэтажной конторы с маленькими кабинетами, в которых женщины разбирают бумаги и где поет на окне радио, он выходит с нами на территорию порта. В воскресенье на Причальной, 3 отпразднуют День работников морского и речного флота.
Большинство капитанов, механиков, крановщиков плавучих кранов будут в этот день на работе. Баржи с грузами и плавкраны сейчас находятся в рейсах и в Тюмень вернутся не скоро. Один кран на реке Казым перегружает щебень с больших на малые суда. Второй работает на добыче обского песка, третий — в Бованенково на ремонте…
В порту осталась только погрузочная бригада.
— Не скучно вам? — Тут не до скуки! Это сегодня затишье, а вот придет в понедельник баржа, будем ее загружать!
Сергей Николаевич подходит к берегу, вглядывается в водную гладь.
— Реку любите? — Наверное, — улыбается Камша. — Я еще с армии связан с реками и морем. Служил на Северном Тихоокеанском флоте, был радистом на подлодке «Ярославский комсомолец».
А в 1978 году пришел в речпорт. Сначала работал сменным мастером погрузки, потом стал управлять плавучим краном.
— А как же вы на кран пересели?
— Зарплата не последнюю роль сыграла. Двоих ребятишек надо было растить. Мы строили мост в Ивлево, дорогу Тюмень — Тобольск, этот вот мост в створе улицы Профсоюзной… Набережную строили. Помню, заглубление делали метрах в двухстах от старого деревянного моста Челюскинцев. Он обрушился прямо на моих глазах. Без шума, без треска — раз и провалился в реку. Маршрутка как стояла на нем, так и осталась…
Вспоминает Сергей Николаевич любимицу-Туру полноводной, и даже непредсказуемой и страшной, когда в 70-е годы случилось наводнение, и вниз по течению плыли дома из поселка ДОКа «Красный Октябрь». Портовые тогда укрепляли берег мешками с цементом, чтобы не затопило территорию предприятия.
— А сейчас воды совсем нет… — вздыхает Камша.
Сейчас глубина реки на перекатах cоставляет 170-180 сантиметров. Но каждый день уровень падает на 10-15 см, и скоро это может создать речникам трудности.
— Будем загружать баржи только на 30-40 процентов от вместимости, — говорит заместитель директора речпорта Фарид Фахрутдинов. — Это большие потери. Некоторые заказчики уже сейчас, предвидя это, переправляют грузы в Тобольск…
Но все же нынче навигация складывается успешно, особенно по сравнению с прошлыми годами. За два месяца отгрузили почти 40 тысяч тонн грузов. В основном, строительные материалы: цемент, керамоблоки, плиты перекрытия, дорожные плиты. Их отправляют на Север — в Лабытнанги, Яр-Сале, в район реки Таз. Там идет интенсивное строительство жилых домов и детских садов.
И Сергей Камша, и Фарид Фахрутдинов не видят больших перспектив для развития речного судоходства в Тюмени. Но оба они любят свою работу и остаются ей верны. В порту таких, как они, — почти сотня человек. Значит, еще есть надежда на лучшее.
***
фото: Сергей Камша;Знакомые тюменцам силуэты кранов на территории порта