Чудеса на рыбокомбинате
Запах свежей рыбы, стружки, морских водорослей. Шумят волны, кричат птицы… Одним словом, сказка.
И кажется, эту благодать ничто не сможет испортить. Но здесь на берегу стоит небольшой старый рыбокомбинат, где с утра и до вечера трудятся женщины в черных фартуках и резиновых перчатках. Они крепко прижимают к разделочным доскам скользких рыб и с размаху отрубают им головы и хвосты. Чешуя разлетается в разные стороны, запах тут не такой приятный, птицы кричат тревожно, а под ногами — грязные опилки…
Рыбокомбинату много лет, женщины уже привыкли к грязной работе, а море им осточертело. И все бы ничего, если бы не пришла к ним в коллектив молодая красавица. Не ходит, а плывет. Не говорит, а песню поет. Был бы у нее хвост вместо стройных ножек, приняли бы за Русалочку Андерсена.
— Так она и есть та самая Русалочка. Просто мы по-своему прочитали сказку, увидели в ней суровую реальность, — говорит студентка второго курса академии культуры, искусств и социальных технологий Алла Потриваева. Это она пригласила нас на репетицию спектакля по мотивам сказки «Русалочка».
Здесь в небольшой аудитории и находится тот самый рыбокомбинат. Вместо занавеса — рыболовная сетка, под ногами — настоящий опил. Яркие софиты заменяют солнечный свет, а из динамиков доносится шум волн.
— Такое сценическое решение пришло в голову случайно. Больше месяца я работала над материалом, писала сценарий. С другом ездили по городу, искали реквизит. Целый мешок опилок нашли возле судостроительного завода, там есть цех по переработке дерева. Решение хорошее, только убираться потом долго, — пожимает плечами Алла.
Для нее «Русалочка» — первая серьезная работа. Сказочный сюжет как-то сам по себе лег на реалии жизни и стал постановкой для взрослых. Да и жанр спектакля получился необычным — трагикомедия. Оттого еще интереснее следить за действием на сцене. О сказке забываешь быстро, однако первоисточник все же читается между строк.
Вот ведьма готовит для русалочки зелье, чтобы превратить рыбий хвост в ноги. Только в спектакле вместо зелья — крепкий напиток. Ведьма решила усыпить девушку. Когда та просыпается, ведьма сочиняет историю о неком принце. Будто бы он приходил на комбинат и признавался ей в любви.
— Я пойду к нему! — радуется Русалка.
— Да. Но он уже женился на другой, — останавливает ее злая женщина.
Сердце Русалки разбито, мечты ее растворились в пене морской… Все это сказки, обман. Нет любви на свете.
— Это история о женской судьбе. Может быть, я узнала в этой сказке саму себя. В душе я тоже Русалка, которая верит в принца, в любовь. И готова на все, чтобы бороться за свое счастье, — говорит Алла.
Сейчас главная любовь в ее жизни — театр. И ей пришлось немало побороться за него. С детства Алла мечтала выступать на сцене, но родители эту идею не одобрили. Разве это профессия — народ веселить? Вот и отправили дочь «на юриспруденцию» — в Тюменскую академию мировой экономики, управления и права. Однако там Алла еще сильнее заинтересовалась театром. Она украдкой ходила на репетиции студии «Мимикрия», восхищалась талантом своих сокурсников. Летом работала вожатой в загородных лагерях, познакомилась с Мариной Галяветдиновой, преподавателем академии культуры, искусств и социальных технологий, играла в ее постановках.
— Хотела уйти с юриспруденции, но родители не разрешили. Сказали, диплом получишь и делай, что вздумается. Я перечить им не стала и теперь получаю второе высшее образование. Сначала было сложно: я же старше своих одногруппников на пять лет. Кажется, разница не так велика, но на самом деле мы с ними очень разные. Другие мысли, другие взгляды на искусство, этикет, общение, — говорит Потриваева.
Но хватило года, чтобы освоиться в коллективе. Преподаватели доверяют ей более серьезный материал, рекомендуют на фестивали и конкурсы. Алла стала лауреатом первой степени областного фестиваля «Студенческая весна» в номинации «Эстрадный монолог», получила диплом фестиваля актерской песни «Почти Belcanto». Да еще ее выбрали голосом караоке-клуба «Авеню»! А в академии культуры, искусств и социальных технологий присвоили звание «Мисс Конгениальность2011».
— Марина Владимировна Жабровец похвалила мою первую режиссерскую работу. «Русалочку» посоветовала отправить на фестиваль любительских театров «Живые лица», который пройдет в Тюмени осенью. Кроме того, буду предлагать спектакль в Тюменский драматический театр и в «Ангажемент», — рассказывает студентка.
Для того чтобы эти планы осуществились, есть все условия. Назвать спектакль любительским на самом деле сложно: необычный сценарий, сложный жанр, красивые декорации. К тому же задействованы профессиональные актеры. Русалочку исполняет преподаватель сценической речи Анна Хомич, в роли ведьмы — актриса «Ангажемента» Надежда Емельянова.
— Конечно, работать с режиссером-студентом сложнее. Не всегда она может объяснить, что требуется от актера, еще не знает всех профессиональных уловок и терминов. Не хватает четкости. Зато у нее взгляд еще не замылен, она не ищет славы, не зарабатывает на этом денег. Алла тянется к искусству методом проб и ошибок. Меня заинтересовали ее хватка, энергия, сценарий. Поэтому я готова ошибаться вместе с ней, — сказала после прогона спектакля Надежда Емельянова.
Сейчас цель труппы пока безымянного театра — улучшить игру актеров, найти новые ходы. Как говорят театралы, углубить спектакль.
Кто знает, может быть, скоро в нашем городе станет еще на один молодежный театр больше. Главное, чтобы Алла поверила в сказку. И как та Русалка, шла к своей цели, несмотря ни на что.
***
фото: Сцена из спектакля;Алла Потриваева;Исполнительница роли Русалочки Анна Хомич.