Поэзия — та же добыча радия
Лучше всего стихи пишутся в поле, считает Юрий Зубков. На свежем воздухе рифма ловится особенно хорошо.
Юрий Дмитриевич — геолог. Всю свою жизнь он путешествовал по нашей стране в поисках меди, урана, марганца…
— Мы обязательно брали с собой записную книжку, чтобы фиксировать наблюдения. Писали карандашом, потому что чернила расплываются от дождя. А если идет дождь, даже несильный, то работать нельзя: земля рыхлая, можно свалиться с горы или провалиться в шахту… Вот я и выходил в поле, писал стихи и рассказы, — говорит Юрий Дмитриевич.
Мы познакомились с ним в понедельник в молодежном театре «Первоцвет», где проходило награждение победителей второго областного поэтического конкурса «Голоса поколений». Зубков стал лауреатом в номинации «Старший возраст». Два его стихотворения опубликованы в сборнике «Первоцвет»: поэты Тюменской области».
— Вот это стихотворение я написал, когда был в экспедиции на реке Чара. Она протекает на границе Иркутской области и Якутии. По названию этой реки назван минерал чароит, ценный поделочный камень. В бассейне реки располагается месторождение этого минерала, — рассказывает поэт.
Бывал он и в тайге, и на Урале, и даже в шахтах Германии, где добывали урановую руду. И всегда ему хотелось попасть в самый далекий, дикий уголок земли. Так в 1954 году Зубков вызвался поехать в Джизды — маленький поселок в Казахстане.
— Туда даже поезда не ходят… Я добирался на попутках, шел пешком. Там добывали марганцевую руду. Она нужна для военного производства: делает железо крепким, пуленепробиваемым… Там я встретил двух своих однокурсников, познакомился с академиками и докторами наук. Я был молод, мне было безумно интересно познавать мир. А ведь началось все с вулкана, — вдруг засмеялся Зубков.
Все детство он прожил на Дальнем Востоке, в городе Петропавловск-Камчатский. Из его окна виднелся высокий вулкан и как будто манил к себе. Родители туда не отпускали — опасно. Но разве остановишь любопытного ребенка? Юра и его друзья набрались смелости и отправились в поход. Они хорошо подготовились: собрали походные сумки, украдкой стащили у отцов охотничье оружие. Парни хотели всего лишь одним глазком увидеть кратер и сразу вернуться. Но… заблудились. Три дня искали путь домой и, к счастью, нашли…
— Эх, родители нас отругали! — с улыбкой вспоминает литератор.
С каждым годом мальчишеское любопытство становилось серьезнее и, в конце концов, стало профессией. Юрий Дмитриевич защитил диссертацию, 41 год работал старшим преподавателем в Сибирском научно-исследовательском институте геологии, геофизики и минерального сырья. Но стихи сочинять не перестал. Зубков издал поэтический сборник, печатался в газетах и журналах.
Правда, писать стал реже. Город так не вдохновляет, как дикая природа. Вместе с полезными ископаемыми Юрий Дмитриевич доставал из недр своей души складные строки.
— Правильно сказал Маяковский: «Поэзия — та же добыча радия». А радий, кстати, получают из урановой руды, — сказал нам на прощание Юрий Дмитриевич.
И прочитал пару строк «из старенького»:
Я знаю, все геологи — поэты.
И даже не слагавшие стихов.
Нас полонили дальние рассветы,
Таинственные камни-самоцветы
И переливы радужных шлихов.
… Думаю, конкурс «Голоса поколений» — это тоже поиск самых талантливых литераторов. Пусть они не профессионалы, а стихи для них — лишь способ выразить себя. Главное, что они любят слова, подбирают красивые строки, рассказывают такие интересные истории.
Жаль только, что конкурс не так популярен, как хотелось бы организаторам. Неохотно присылают свои произведения школьники и студенты. Неужели прошла пора лириков и романтиков? И никто больше не пишет стихов карандашом в записную книжку?..
***
фото: Юрий Зубков;Диалог с поэзией;Алена Есипенко – лауреат конкурса в номинации «Школьный возраст»;Для кого-то – это первая авторская книга.