Как молодым приблизиться к бизнесу?
Опрос, проведенный год назад в тюменских вузах, показал, что лишь четыре процента выпускников планируют остаться в профессии. Остальные хотели бы стать топ-менеджерами. В любой сфере.
Полученные социологические данные заставили задуматься. Кто же будет работать, если все хотят только руководить? И общественная организация предпринимателей Тюменской области выступила с инициативой создания студенческого проекта «Школа «Деловой России». Его поддержали три тюменских вуза — архитектурно-строительный университет, сельхозакадемия и институт мировой экономики, управления и права.
Прежде всего студентам задали вопросы. Например: «В какой форме вы хотели бы проходить это обучение?» Абсолютное большинство ответило, что нет ничего лучше экскурсий на предприятия (53%). Но поскольку люди бизнеса — народ занятой и не могут часто проводить в своих вотчинах экскурсии, то выбрали более практичный вариант с семинарами и мастер-классами. Занятия начались в марте 2011 года.
Вначале участвовать в проекте могли все желающие. На курсы записывались целыми группами, на семинары приходили по 100-140 человек. Но потом активность спала, и остались только те, у кого, по словам Ирины Косогоровой, одной из руководителей проекта, «что-то изменилось в голове». Появилось желание не столько руководить, сколько создавать. И к концу учебного года на свет родилось несколько студенческих бизнес-проектов.
Начинающие предприниматели все как один сетовали на то, что им не хватает практических знаний. В вузах дают теорию, которая от реальной жизни бывает далека. Не всем удавалось извлечь полезное зерно и из проводимых в школе занятий. Как сказал Леонид Моргунов, руководитель проекта, студенты хотели советов, но не каждый мог по крупинкам использовать полученный на мастер-классах опыт. Кто-то уходил, так и не поняв, что «пока не начнешь делать что-то сам, никакие советы не помогут».
Самые стойкие называли тренинги, которые они прошли, — «квантовым ростом», а саму школу — «волшебным пинком» в мир бизнеса. Александр Фирсов, один из успешных выпускников первого потока «Школы «Деловой России», придумал для этих курсов свое определение — «катализатор образования связей, без которых бизнес не построишь». Обучение позволило ему понять, как работают предприниматели и где есть неосвоенные пространства. Найдя одну из ниш, не занятых в рекламном бизнесе, он создал свой проект, который сейчас успешно реализуется.
А Татьяну Мельникову, студентку ТГАСУ, деловая школа научила, прежде всего, договариваться. По мнению будущей четверокурсницы отделения коммерции, именно это качество является одним из главных в мире современного бизнеса. Сейчас она с друзьями разрабатывает проект в сфере IT-технологий.
Выпускнице того же университета Арине Тоболяковой годовой курс обучения предпринимательству позволил «определить путь в жизни». У нее готов свой бизнес-проект, и в ближайшее время она открывает в Тобольске ателье по пошиву дизайнерской одежды.
Свою характеристику «Школе «Деловой России» дал Владимир Мазур, заместитель губернатора области. По его мнению, оценка этого «большого дела» может быть двойной, как за школьное сочинение. По содержанию — ближе к пятерке, а по грамотности — четыре с плюсом. Ставить высшие баллы за первый этап пока рано. Предстоит многое сделать. В частности — почаще приглашать на встречи со студентами чиновников, к которым у начинающих предпринимателей обычно много вопросов. Или — рассмотреть вариант дополнительного грантового финансирования для поддержки молодых выпускников бизнес-школы.
***
фото: Александр Фирсов