Космический туман
Фильм «Прометей». США, 2012 г. Режиссер Ридли Скотт. В ролях: Шарлиз Терон, Нуми Рапас, Логан Маршалл-Грин, Майкл Фассбендер и др.
Я из того поколения, которое выросло на «Звездных войнах», «Коротком замыкании» и, конечно, первых фильмах из серии «Чужой». То есть, когда люди юные недоумевают, что романтичного и привлекательного может быть в выдвигающихся, покрытых неясной слизью челюстях неведомых космических монстров, я могу объяснить. До них ничего подобного в нашей жизни не было. Они стали первыми, мы их боялись и… по-своему любили.
Выросшие мальчики и девочки, впервые смотревшие «Чужого» в конце 80-х в полуподпольных видеосалонах, написали об этом множество рецензий и даже вполне научных работ. Ведь Ридли Скотт, по сути, создал для кинематографа новый жанр — научно-фантастический фильм ужасов. Было о чем говорить, о чем размышлять и от чего, простите, фанатеть. Тем более что режиссеру удалось не испортить даже четвертую серию фильма, что, согласитесь, бывает не часто.
Фильм «Прометей» того же Скотта — одна из самых ожидаемых премьер первой половины 2012 года. Изначально нам обещали продолжение (то есть, наоборот, предысторию, приквел) цикла «Чужой». Правда, пока шла работа над картиной, стало известно, что режиссер от первоначальной идеи отказался. Сказал, что не будет никаких «чужих» в привычном зрителю понимании. Что он поднял жанровую планку выше — до экшена о смысле жизни и истории появления человечества.
Для переработки сюжета Ридли Скотт пригласил Дэймона Линделофа — сценариста известного сериала «Остаться в живых». Зрители терпеливо ждали: от такого союза должна была родиться картина, которую обсуждают не один год.
Что ж, ее обсуждают. Правда, подозреваю, в несколько ином ключе, чем хотелось бы создателям.
Итак, мы видим на экране огромного гуманоида с телом борца, который высадился на планете, очень напоминающей Землю. Остановился на краю океана, оглядел свои новые владения и выпил некую черную жидкость, как потом станет известно, органического происхождения. И все — рассыпался в пыль, и закрученные спиралью цепочки его ДНК оказались в океане, рождая на планете новую жизнь.
Наскальные рисунки с изображением этого существа (Создателя) в 2085 году обнаружит в Шотландии группа ученых, нанятых огромной корпорацией для исследования происхождения неких биохимических созданий, найденных на Земле.
В итоге Ридли Скотт по традиции отправит группу исследователей в космос. Все, как обычно: люди более двух лет проспят на борту космического корабля «Прометей» в своих камерах, за их состоянием будет присматривать андроид Дэвид. Отчетливо запахнет «Чужим». Только вместо Рипли — расчетливая Мередит Викерс, руководитель экспедиции, в исполнении Шарлиз Терон.
Ученые ищут своих Создателей, чтобы узнать, в чем суть бытия. И они их найдут. Но иначе, чем хотелось бы.
Ты сидишь перед экраном и ждешь, когда же начнется история, заявленная в аннотации: «Ридли Скотт отправил группу исследователей в далекие глубины космоса в неизвестные миры и враждебные галактики. В них они столкнутся не только с физическими препятствиями, но и с чисто философскими проблемами. А в качестве награды победителям достанется разгадка самой большой тайны жизни».
Ну, где же разгадка? Где философия? Наверное, вот сейчас уже будет. Вот теперь уже совсем пора, а то большая часть фильма позади, а герои так и ходят по найденным на чужой планете пещерам, исследуют голову одного из мертвых Создателей да пугаются черной органической жидкости, емкостями с которой уставлено все вокруг. Иногда они погибают от нападений неясных существ, напоминающих змей. Паникуют.
Ни к одному из членов экипажа не возникает ни малейшей симпатии, все они схематичны и бесцветны. Даже героиня Шарлиз Терон. Даже робот Дэвид в исполнении Майкла Фассбендера.
Дайте хоть экшена, наконец! Возьмите, словно говорит Ридли Скотт, поднимает в воздух инопланетный корабль с единственным живым Создателем на борту (кстати, оказавшимся враждебно настроенным) и отправляет к Земле. Разумеется, Земле грозит опасность. Единственная шикарная и не пустая сцена. Потому что на инопланетный корабль несется не боевой по назначению «Прометей», капитан которого Иеремия Янек (актер Идрис Эльба) решил, что лучше умрет сам, чем позволит погибнуть родной планете.
Собственно, и все. Это не научная фантастика: слишком много непоследовательности и откровенной халтуры в поведении якобы ученых. Это не ужасы, потому что нет единого образа инопланетного антигероя. Налицо какой-то винегрет из инопланетной биомассы. В картине напустили слишком много тумана и упустили шанс создать хорошее противостояние человека и монстра.
А экшен что? Теперь, когда снят, например, «Аватар» и многие другие зрелищные картины, назначение «Прометея» совершенно неясно. Так и тянет забыть о нем и пойти пересмотреть все серии «Чужого». Очень уж скучно без милых сердцу щелкающих челюстей.
***
фото: Кадры из фильма: руководитель экспедиции (Шарлиз Терон);«Прометей».