Неурожай, цинга, больница…
14 июня 1912 года состоялось очередное, 32-е заседание Тюменской городской Думы.
Прежде всего собравшиеся ознакомились с докладом управы о состоянии дел в городской больнице. Исходя из многолетней практики распределения бюджетных средств, на питание больных в 1912 году отводилось 3202 рубля. Эта сумма образовалась из анализа данных о численности тех, кто находился на стационарном лечении, за последние три года (1909 — 1911).
Ежедневное число больных в городской лечебнице в эти годы составляло примерно 35 человек. На питание выделялось 25 копеек в сутки на каждого.
В конце декабря 1911 года после закрытия местного воинского лазарета больные из нижних чинов были переведены в городскую больницу, что сразу увеличило обычные цифры.
Кроме того, в результате неурожая, датированного тем же годом, с января 1912-го в амбулаторию городской больницы стали обращаться те, кто заболел цингой. К марту у некоторых из них болезнь прогрессировала настолько, что они не могли самостоятельно передвигаться. По ходатайству врача больницы А.С. Гасилова управа разрешила открыть отделение для больных с тяжелой формой цинги.
Таким образом, ежедневное число пациентов, находившихся в стационаре, увеличилось почти вдвое в сравнении с запланированным. Соответственно, не стало хватать и отпущенных на питание средств.
Финансового перерасхода избежать не удавалось, так как воинский лазарет был закрыт до конца года, и предполагалось, что больные цингой должны были поступать, вероятно, до середины июля. На расходах сказалось и подорожание продуктов питания в связи с упомянутым выше неурожаем.
Одним из способов возмещения перерасхода могло бы стать поступление денежных средств из военного ведомства на содержание нижних чинов в городской больнице. В течение года ожидалось получить не менее шести тысяч рублей.
Исходя из всего вышеизложенного, управа просила разрешения покрыть перерасход по городской больнице за счет поступлений из военного ведомства.
Полностью согласившись с представленным докладом, гласные утвердили это предложение городской управы.
Затем гласные услышали еще один доклад управы — об устройстве гати на 2-й Казачьей улице (ныне Грибоедова).
В период сезонных дождей в конце этой улицы образовывалась огромная лужа, которая, застаиваясь, делала невозможным проезд и производила ужасное зловоние. Кроме находившейся там низины, причиной застаивания воды стала застройка спуска улицы к логу, в процессе которого были засыпаны канавы для стока воды.
Как считала управа, в низком месте улицы необходимо было устроить гать и наладить спуск воды в Зеленый лог. По смете, составленной городским архитектором К.П. Чакиным, общий расход должен был составить 247 рублей 92 копейки. Деньги можно было бы взять из внесенного в городскую смету кредита по содержанию сточных труб и канав.
Согласившись с подготовленным заключением управы, гласные утвердили смету к техническому исполнению.