Почему стоит завод
Анатолий Зальцман вполне сошел бы за капитана дальнего плавания. Правда, всю жизнь он трудится на заводе ЖБИ-5.
— За 25 лет я был и формовщиком, и начальником цеха, — говорит Анатолий Петрович, — но последние шесть лет работаю механиком ремонтного узла, и это дело мне нравится больше всего.
Анатолий Петрович вспоминает, что всегда тянулся к машинам, ремонтировал комбайны, трактора, в 13 лет заработал на собственный мотоцикл. Пятеро его братьев также связали жизнь с техникой, и сын Руслан продолжил династию, придя год назад в бригаду к отцу.
Коллектив занимается обслуживанием бетоносмесительного оборудования: бункеров, бетономешалок, лент транспортеров — всего, что связано с изготовлением бетона.
— Бывает, сломается что-то на нашем участке, мы ремонтируем, а все остальные рабочие стоят и смотрят, когда мы закончим, — рассказывает он. — Это если один из пролетов заморожен, работать можно в других. А вот выйдет из строя бетоносмесительная техника, и все предприятие остается без сырья.
Недавно завод стоял целый час. Но не потому, что что-то сломалось. Производство остановили, чтобы наградить отличившихся работников. 15 человек получили благодарственные письма от администрации города и губернатора, а Анатолий Зальцман — почетную грамоту от министерства экономического развития России.
В четвертом пролете соорудили сцену, включили музыку, директор завода ЖБИ 5 Сергей Кузь и депутат областной Думы Сергей Медведев вручили награды.
Досталось всем — от рабочих с различных участков до бухгалтеров и работников кадровой службы. А потом восстановилась более привычная обстановка: лязг железа, визжащий шум миксеров и экструдеров.
Готовые плиты плывут через пролеты, как корабли. Цех заставлен серыми бетонными изделиями, тоже напоминающими о море. На улице — жарко, под ногами — песок. Правда, пахнет здесь не водорослями, а бетоном.
Анатолий Зальцман показывает рукой на высокие заводские емкости с цементом:
— На первый взгляд, что тут может быть интересного? Обычные банки, только большие. Но выйдет, скажем, из строя насос, который закачивает туда цемент, и голову сломаешь, как и его отремонтировать, и содержимое банок сохранить!
Так работа постоянно подкидывает новые задачи, заставляет развиваться. Завод, по словам Анатолия Петровича, очень изменился с момента, как он пришел сюда: появилось современное оборудование, которое меньше ломается, с которым легче управляться. И каждый новый станок, даже если он не связан с участком Зальцмана, для механика — повод для радости, показатель того, что предприятие не стоит на месте.
О своем награждении Зальцман вспоминает с улыбкой: конечно, приятно, когда отмечают твой труд. Впрочем, от дефицита внимания механик, которого все здесь называют просто по отчеству, не страдает: обращаются за советами и рабочие, и начальники. И грамот у него уже целая стопка — лежат дома на телевизоре. Правда, министерская обладает особым отличием — с нею можно претендовать на звание ветерана труда, которое совсем не помешает Петровичу через 12 лет, когда выйдет на пенсию.
Отмечать награду механик не стал — времени нет. Вскоре после церемонии меняли транспортную ленту, по которой на завод поступают песок и щебень. Чтобы не останавливать производство, работали ночью.
— Награды наградами, — говорит Анатолий Петрович. — А главное — все-таки работа.
***
фото: Анатолий Зальцман