Размышления под рев моторов
Мотогонщики «распечатали» соревновательный сезон. Но праздник спорта омрачила погода. И не только.
Открытый чемпионат и первенство области по мотокроссу, который проходил на Воронинских горках, были посвящены памяти Валерия Атрощенко, выдающегося тюменского гонщика, одного из первых председателей федерации мотоциклетного спорта. По его инициативе при школе ДОСААФ был открыт клуб, воспитавший многих известных спортсменов.
Воронинские горки — место, что называется, «намоленное». Соревнования по мотокроссу здесь начали проводить еще в конце 60-х годов. Первым их организатором стал Виктор Тищенко. Он же возглавил и первую сборную области, воспитал немало талантливых спортсменов, которые выступали и на всесоюзных, и на международных первенствах. Сейчас Виктору Федоровичу — 75 лет. Но уже около двух десятков лет он не ходит на соревнования. Ослеп — как ни печально это слышать и писать об этом. И мало кто теперь вспоминает о его бывших заслугах перед областным мотоспортом.
… Заявки на участие в этом чемпионате направили более 30 спортсменов из Тюмени, Нефтеюганска, Ноябрьска, Нижнего Тагила, Шадринска, Каменск-Уральского. Казалось бы — немало. Но ветераны этого вида спорта помнят времена, когда по нескольку десятков гонщиков выступали в одном заезде. Если учесть, что данные состязания проводились в пяти классах мотоциклов — объемом двигателя 65, 85, 125 и 255 кубических сантиметров, а также в открытом классе «open-2» (для тех, кто старше 35 лет) и среди ветеранов, то три десятка участников — совсем немного.
Спортсменам предстояло преодолеть трассу по пересеченной местности длиной около километра, с резкими поворотами, ямами и высокими трамплинами. Изрезанный рельеф местности, искусственные и естественные препятствия, которые мотоциклы преодолевают на скорости, и придают кроссу особую зрелищность.
Тюменцы (по два-три человека) были представлены во всех классах. Так, в «open-2» выступали опытные Евгений Мартюченко и Сергей Грачев, неоднократный победитель и призер чемпионата Урала; в «детском» классе (65 куб. см) — Антон Пестов и Николай Тягин, надежды из нового поколения.
Гонщиков на всех этапах могло быть и больше, но, признаются сами спортсмены, многих смутила погода. Не успели выйти на старт «малыши», как начался проливной дождь. Трасса, которую накануне специально готовили и поливали, совсем раскисла. Одни в начале сезона испугались травм, другие… грязи. Ведь даже после тренировочного заезда спортсмены возвращались с трассы, с ног до головы облепленные грязью. Липкая глина забивала все ходовые части машины. А помыться ни людям, ни «железным коням» было негде.
К организации соревнований у судей и участников оказалось много нареканий. Некоторые даже категорично заявили, что больше в Тюмень не поедут. Судьи из других городов были удивлены, что их никто не встретил, не разместил. Чтобы провести мандатную комиссию, спортсмены привозили оргтехнику из дома.
Проколы отмечали и в процессе соревнований. По регламенту, их должны обслуживать минимум две бригады «скорой помощи», в том числе одна — реанимационная, но на поле приехали только специалисты врачебно-физкультурного диспансера. Случись что — они смогли бы только измерить давление, обезболить или перевязать. Но при серьезной травме спасти человека успели бы? Оценив эти риски, некоторые спортсмены отказались выходить на старт.
Не была должным образом обеспечена и безопасность зрителей. Трассу лишь затянули легкой строительной сеткой, и то не на всех участках. И дети, и взрослые хаотично передвигались по полю. Стартовый этап был не огорожен и не охранялся, как это полагается, нарядом ГИБДД или ДПС. Один экипаж был замечен на территории соревнований, но инспекторы к полю не приближались, а только выписывали штрафы водителям за парковку на газонах (а куда еще ставить машины, если асфальтированных стоянок рядом не предусмотрено?).
Накладки сказались и на качестве выступления тюменских спортсменов. В общекомандном зачете они заняли второе место, уступив первое профессиональной команде из Ноябрьска. А в личном зачете почти все призовые места достались гостям.
Правда, в областной мотоциклетной федерации считают, что причины нынешнего провала кроются глубже. Уровень организации соревнований — лишь внешний показатель внутренних проблем. По словам Андрея Утусикова, председателя федерации, наша команда в материально-техническом плане не может конкурировать с северянами и представителями Курганской и Свердловской областей, где команды финансируются не только из бюджета, но и берутся под крыло руководителями крупных промышленных предприятий.
Через месяц на Воронинских горках должен проходить заключительный этап чемпионата УрФО по мотокроссу. Учтут ли организаторы ошибки? И какие сделают выводы?
***
фото: Спортсмены и болельщики идут вдоль трассы;Тренировочный заезд «малышей»;Душ для мотоцикла