Один день между небом и землей
По прогнозам синоптиков, пятый фестиваль этнической музыки «Небо и Земля» должен был пройти под дождем. Ни организаторы, ни гости по этому поводу не переживали: привезли с собой дождевики и зонтики.
Правда, они им так и не понадобились. Тучи проплывали над поляной центра зимних видов спорта «Жемчужина Сибири», только изредка охлаждая коротким дождиком.
С пятницы и до позднего вечера воскресенья здесь жили почти полторы тысячи человек. Гости из Тюмени, Челябинска, Екатеринбурга, Москвы разбили возле озера большой палаточный городок. Многие приезжали целыми семьями. Вот и я взяла с собой на воскресный отдых девятилетнюю Лизу, племянницу подруги.
— Здравствуйте! — приветствуют нас прохожие.
Мы улыбаемся в ответ. Здесь все друг другу рады: такие правила. Даже поначалу как-то неловко… Однако к хорошему привыкаешь быстро, и улыбка больше не сходит с лица.
В ГОСТИ К РОДНЫМ МЕСТАМ
В воскресенье на поляну приехало еще больше людей: утром на сцене выступала знаменитая московская группа «Маша и Медведи». Говорят, именно из-за нее фестиваль «Небо и Землю» привлек тех, кто никогда не увлекался этнической музыкой. Я — одна из них. Просто «Маша и Медведи» — это музыка моего детства.
В конце 1990-х и начале 2000-х голос Марии Макаровой звучал, как говорится, из каждого утюга. Все началось с клипа на песню «Любочка»: с экранов телевизоров пели наголо выбритые музыканты в индийских одеждах. Этот образ так и остался в памяти поклонников. Хорошо помню, как с мамой мы танцевали под эту мелодию. Песня стала для нас семейным хитом — просто маму мою зовут Любовь.
После зазвучали «Земля» — саундтрек к фильму «Брат-2», песня о северном городе «Рейкьявик» и многие другие.
В 2000-м группа распалась, и четыре года музыканты о себе не заявляли. А свой последний альбом выпустили в 2008-м. Былой популярности они так и не достигли вновь. Многие думали, что «Маша и Медведи» больше не вернутся на сцену. Именно поэтому на афише организаторы фестиваля написали название группы жирными буквами. Да, их музыка не покоряет хит-парады, но работать они не перестали. Так же колесят по городам, пишут новые песни.
В Тюмень музыканты прилетели из Краснодара, где давали очередной концерт. На приглашение организаторов «Неба и Земли» Мария Макарова согласилась, не раздумывая: это ее родные места. Бабушка Марии жила в поселке Новый Тап Юргинского района. Этот маленький населенный пункт расположен на реке Тап, притоке Тобола.
— Здравствуй, земля! Бабушка передавала привет Новому Тапу, я там не была никогда, но знаю, что это где-то совсем рядом. Чувствую, — приветствует нас Мария.
Она очень изменилась: волосы отросли до плеч. Многие даже засомневались: неужели это та самая Маша? Но когда она запела, все вопросы отпали. Голос ее звучит даже лучше, чем в записи… Мария исполнила все известные песни, правда, «Любочка» так и не прозвучала.
— Мы впервые выступаем без «Любочки». Для нас это как-то непривычно, странно… — сказала солистка после выступления.
— Вы повзрослели? — спрашиваем мы.
— Может быть, и так, — говорит Мария.
— А побриться налысо опять не хотите?
— Нет! Никогда! Мне даже кошмары снятся: неужели снова отращивать волосы придется? — засмеялась певица.
У нее на руках сидит светлый полуторагодовалый малыш, ее сын. Он путешествует вместе с мамой по городам, приобщается к музыкальной культуре. Мария призналась, что ее трое детей — главная радость в жизни и источник вдохновения… Сейчас музыканты работают над новой пластинкой.
— Я надеюсь… нет, я верю в то, что альбом выйдет в этом году, — попрощалась с нами Мария Макарова.
Еще долго после отъезда московских музыкантов люди напевали их песни.
ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ТАНЦЫ
Правда, как только на поляне зазвучали звонкие африканские барабаны московского коллектива «Sativa Lobster», появились новые эмоции.
Ритмы народных инструментов Западной Африки зажгли всех. Даже маленькие дети похлопали ладошками по звонким барабанам джембе. Играть самые простые связки нас научил гость из Гвинеи, потомственный артист Калю Куятэ.
Мы не могли стоять на месте. Танцевали, как умеем: прыгали, размахивали руками. Как будто чувствовали, как надо двигаться под эту музыку.
Целый час длился мастер-класс Татьяны Тихоновой, которая второй год изучает искусство африканских танцев. За это время у нас заболели ноги, и сошло семь потов.
— Да, движения для нас очень непривычные, резкие, грубые. Мне было сложно перестроиться: я занималась сначала бальными, потом бразильскими танцами. Ступни болели: все ноги себе смозолила. Но сейчас даже на асфальте танцую! — рассказывает Татьяна.
Она показала нам несколько стандартных связок. А после мастер-класса исполнила ритуальный танец урожая. Его танцуют в племенах перед посевом, обращаются к богам, чтобы те прислали на землю больше дождей.
ДЕТИ НЕБА И ЗЕМЛИ
Я смотрю по сторонам: где же моя Лиза? На входе оставила ее на детской площадке, где работают воспитатели. За тремя столами проходили мастер-классы по рукоделию и рисованию, а рядом, на поляне, спортивный организатор играл с ребятами в лапту.
— Полина, смотри, что я сделала! — бежит навстречу Лиза.
У нее в руках стеклянная разноцветная ваза, которую она сама расписала. На руке повязаны фенечки, на шее сверкают яркие бусы. Лиза ведет меня за руку к деревянному столу, что стоит под синим навесом.
Здесь царит настоящий творческий беспорядок: обрезки цветной бумаги, бисер, бусинки, глина и краски. Малыши так увлечены, что даже не шумят. Радостные крики доносятся только со спортивной площадки, где веселится детвора.
— Фестиваль растет с каждым годом. Сюда приезжают целыми семьями. Появилась такая потребность — организовать площадку «Дети мира». Родители могут не беспокоиться за своих малышей, они здесь всегда под присмотром. Сюда и взрослые приходят: всем хочется что-то сотворить своими руками. Каждый час мы предлагаем интересные игры и мастер-классы. У нас никто не скучает, — говорит мама «Детей мира» Елена Меркулова.
Малыши познакомились с традиционными ремеслами разных народов мира, мастерили индийские, хантыйские и русские игрушки. Занятые каждый своим делом, они очень подружились, Лиза даже загрустила, когда мы стали паковать вещи.
Накрапывал мелкий дождик, на сцене играла музыка народов, населяющих Россию. Но люди не прятались под шатром, а танцевали босиком на песке. Улыбались, но не прощались с нами…
До встречи в следующем году! Снова — между небом и землей! Потому что — мне показалось — каждый из нас хоть на несколько сантиметров, но над нею поднялся.
***
фото: Мария Макарова;Гости фестиваля;В детской деревне;Солнечные ванны;Как звучит джембе?