Мягко стелет, точно бьет
Словосочетание «вам — письмо» на этой площадке приобретает особое значение. «Письмо» — одна из самых сложных фигур.
Возрождение городошного спорта в Тюмени началось с того, что на поле вышли ветераны. Те, кто посвятил городкам не один десяток лет, помнят, как они были популярны в Тюмени. Как рассказал Борис Нугманов, в 50-60-х годах во дворах было много городошных площадок. Достаточно было найти палку попрямее, чтобы сделать биту, и вырезать деревянные фигуры. Хотя настоящих игроков такое оборудование, конечно, не устраивало.
Несколько площадок когда-то было и в Спортивном сквере, который сейчас носит имя Немцова. Здесь по воскресным вечерам собирались городошники со всей Тюмени и проводили неофициальные чемпионаты. Ветераны вспоминают, что площадки были и на тюменских заводах, да не по одной. А рабочие в перерывах не курили на крылечках, а выстраивались в очередь, чтобы покидать биту…
Сегодня настоящие городошные площадки можно перечесть по пальцам одной руки. Самая большая из трех появилась два года назад в центре «Аванпост». Еще одну силами энтузиастов построили на Бабарынке, третья (закрытая) находится у Цимлянского озера.
Профессионалы часто сравнивают городки с… шахматами. Вроде бы, ничего общего между ними нет. Но внутренний накал — тот же. Предельная концентрация, просчет на несколько ходов вперед и только одно решающее движение. Вот только в городках травм больше. Вроде бы не контактный вид спорта, а так же, как в волейболе или хоккее, от напряжения «вылетают» коленные чашечки, рвутся связки локтевых суставов, перенапрягаются спина и ноги.
— В городках все тело работает. Во время броска все мышцы напряжены, — говорят спортсмены.
Одной силы рук для победы недостаточно. Как и стрелкам, здесь нужны зоркий глаз и крепкие нервы. Тем более что соперник — рядом, ты видишь все его попадания и промахи.
Каждая площадка разделена на два сектора — кон, который расположен в 13 метрах от цели, и полукон. Бросать с близкого расстояния, конечно, легче, но правила соревнований требуют, чтобы хоть один бросок был дальним.
Задача у каждого спортсмена простая — выбить 15 фигур (из них семь — стоячие, остальные — лежачие). Бросить двухкилограммовую биту так, чтобы попасть с первого раза и отправить все элементы фигуры в «аут», получается не так уж часто. Тюменский рекорд, уточняют ветераны, — 16 бросков. И улучшить его невозможно. Есть композиции, которые с одного раза не разрушишь. Например, «письмо» — квадрат два на два метра, состоящий всего из четырех элементов. Выбить их все можно только с двух бросков.
Как и любой вид спорта, городки покоряются не каждому. Можно заниматься ими всю жизнь, но так и не достичь высот, а можно за несколько месяцев выполнить норматив мастера. Правда, для этого придется немало «отпахать» на площадке.
Даже асам перед соревнованиями, чтобы набрать форму, надо ежедневно тренироваться часа по четыре. Но, как говорится, и на старуху бывает проруха: даже чемпионы ошибаются в самых простых ситуациях. Сорвется рука, ляжет бита слишком жестко — и точность потеряна. Городошник должен «стелить мягко».
Пока городки в Тюмени только начинают вспоминать о своей популярности. Возродилась областная федерация. Рядом с ветеранами появилась молодая смена. Пробует играть в городки даже прекрасный пол, хотя мужчины категоричны: «Этот вид спорта — не женский». Не для нежных рук тяжелая бита, сверхусилия при броске, искры, которые высекает снаряд при метком попадании в цель, и грохот почти как на помосте.
Хотя в Финляндии, например, так не думают. Там в русские городки играют все, а чтобы бросок был потише — биты обматывают специальными материалами. Но в России такие нежности, может, и ни к чему. Городки и так хороши.
***
фото: Бросок выполняет Александр Кокарев, председатель областной федерации городошного спорта;Фигуры расставляет судья всероссийской категории Владимир Рябов;Александр Костылев – призер чемпионата города по городошному спорту.