Часовым поставлен у ворот
Через год с небольшим человек рабочий или путешествующий будет въезжать в Тюмень по Московскому тракту через главные, можно сказать, парадные ворота города. Их сегодня и создает «Мостострой-11» на месте всем опостылевшего кольца, состоящего из автомобильных пробок, аварий, пыли и визга покрышек.
Правда, сейчас пробок стало больше, грохот большого строительства, рев механизмов и глухие удары сваебоев отражаются от стен многоэтажных домов и летят вниз по той части Московского тракта, которая давно уже стала городской улицей.
— Правда, чтобы не беспокоить жителей, мы, как и требует законодательство, после десяти вечера самые громкие механизмы отключаем, — говорит руководитель проекта Дмитрий Илюшов.
Площадка, конечно, уже вышла за пределы круга, ограниченного асфальтом старой развязки. Широко в стороны расползлись языки съездов с еще не построенного путепровода, стремятся к проектной отметке насыпи из желтого песка. Вроде бы никто не суетится, не бегает, не подгоняет рабочих, не слышно и специфического «строительного» языка. Впрочем, это совсем не удивляет. Еще на строительстве дороги Сургут — Уренгой, где мне, тогда — корреспонденту тюменского радио, приходилось часто бывать, я привык воспринимать мостовиков как рабочую аристократию. А о командирах — начальниках мостоотрядов, начальниках участков, прорабах и старших прорабах и говорить не приходится. Каждый из них в работе и в поведении старался подражать бывшему начальнику 15-го мостоотряда, а затем управляющему трестом «Мостострой-11» Валентину Федоровичу Солохину.
Теперь компанию с тем же названием возглавляет человек из той же, солохинской, школы — Николай Руссу. Нынешней весной компания получила возможность строить путепровод Московского тракта. Впрочем, «получила возможность» — неверно сказано.
— Все через торги, — напоминает Николай Руссу. — Было пять компаний претендентов. В результате мы — победители…
Руссу делает паузу, потом продолжает, и из его пояснений становится ясно, что невероятный темп, который с первых дней демонстрирует стройка, вызван не только желанием себя показать. Что за ним — «жестокий оскал капитализма» российской разновидности. Чтобы получить этот подряд, «Мостострою-11» пришлось назвать цену ниже той, что просили за свою работу конкуренты.
— Сейчас один критерий. Нет, не качество. Не профессионализм. А — цена. Да, мы назвали самую низкую цену…
— Отсюда и темпы, — догадываюсь я. — Я таких не видел ни на северных стройках, ни здесь, в городе, где вы работали, — на Профсоюзном мосту, на путепроводе по Мельникайте…
— Ну, с одной стороны, мы видим свои возможности, способности строить качественно. С другой, Тюмень — это наша база, наша школа. Мы знаем свою квалификацию, свои технические возможности и свои резервы. Хотим совместить все эти факторы. И собственным работникам, и всем другим показать, как могут работать российские строители, о которых в последние годы что только ни говорят.
— Как сравнить этот путепровод с другими, что вы строили?
— Скажу прямо: никакой сложности мы не видим. Обычный инженерный проект. Не то, что Профсоюзный мост через Туру. Там еще были ошибки в проекте, заложенные в советские времена. Сложно строился тот, что на Мельникайте, — там железная дорога. Здесь тоже — действующая дорога, очень напряженная трасса Екатеринбург — Тюмень — Омск, завязанная на окружную дорогу. Интенсивное движение, которое прерывать нельзя. Но в инженерном плане, в плане конструкции — сложностей нет…
Неожиданно для меня Николай Александрович уходит от сюжета, связанного с непосредственным объектом, который надо поставить вот тут, как часового у ворот областного центра. И говорит об экономическом его предназначении, о его необходимости для развивающейся Тюмени, о ее связях с другими промышленными центрами, что лежат западнее и восточнее, о необходимости развивать автомобильные грузоперевозки, которым затруднительно пробиваться через «бутылочное горлышко» Московского кольца. А потом приводит пример: в Европе суточный пробег автомобиля — 800 километров, а в России — триста километров. Какая ж тут мобильность!
Потом мы надеваем каски (нашу, «курьерскую», Николай Руссу подарил редакции много лет назад, когда строился путепровод на Мельникайте) и выходим на площадку. Утрамбованная полоса главного хода окружной дороги, где накануне положили первый асфальт, сегодня уже покрыта им в два слоя. Еще один, и можно пускать поток транспорта. Кстати, именно эта дорога — две полосы в каждом направлении — заработает первой. Правда, какое-то время выезжающим из Тюмени в Екатеринбург придется делать крюк: до Плеханово и обратно. Тем временем, пойдет монтаж металлических конструкций, устройство съездов, словом, еще предстоит нарисовать на этом месте полноценный клеверный лист. Николай Александрович показывает туда, где сооружена какая-то непонятная ограда. Рассказывает, что неподалеку будет строиться большой спортивный комплекс. Поэтому уже сейчас приступили к пробивке трех подземных переходов под съездами.
Он рассказывает и о географии работ, которые ведет компания — от Санкт-Петербурга до Казахстана. И о том, что пришлось достраивать мост в Казахстане, где никто не верил названным срокам сдачи. А когда срок наступил, на сдачу приехала куча строительных чиновников из Астаны. Посмотрели и… предложили реализовать новый проект на юге республики. О создании в недрах компании подразделения по строительству жилья. Напомнил про недавно сданный Дворец бракосочетания. (Читатели «Тюменского курьера» имели возможность следить за ходом работ на этом объекте по страницам газеты.)
— А сколько же человек всем этим занимается?
— Нас 3800. Есть опытные кадры, которые прошли огонь и воду. Есть молодежь…
— Когда должен быть сдан «Московский»?
— По плану — в декабре 2013 года.
— А на самом деле?
— Чуточку раньше. Я вас позову.
Потом Руссу неожиданно говорит:
— Дайте мне ваш фотоаппарат.
Он делает пару снимков и возвращает камеру. Его снимок на этой странице — последний из репортажа.
***
фото: Путь на восток;Николай Руссу;Золотые кадры «Мостостроя-11»;Олег Синев, крановщик;Сейчас поставят на опору еще одну балку.