X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Часовым поставлен у ворот

Через год с небольшим человек рабочий или путешествующий будет въезжать в Тюмень по Московскому тракту через главные, можно сказать, парадные ворота города. Их сегодня и создает «Мостострой-11» на месте всем опостылевшего кольца, состоящего из автомобильных пробок, аварий, пыли и визга покрышек.

Правда, сейчас пробок стало больше, грохот большого строительства, рев механизмов и глухие удары сваебоев отражаются от стен многоэтажных домов и летят вниз по той части Московского тракта, которая давно уже стала городской улицей.

— Правда, чтобы не беспокоить жителей, мы, как и требует законодательство, после десяти вечера самые громкие механизмы отключаем, — говорит руководитель проекта Дмитрий Илюшов.

Площадка, конечно, уже вышла за пределы круга, ограниченного асфальтом старой развязки. Широко в стороны расползлись языки съездов с еще не построенного путепровода, стремятся к проектной отметке насыпи из желтого песка. Вроде бы никто не суетится, не бегает, не подгоняет рабочих, не слышно и специфического «строительного» языка. Впрочем, это совсем не удивляет. Еще на строительстве дороги Сургут — Уренгой, где мне, тогда — корреспонденту тюменского радио, приходилось часто бывать, я привык воспринимать мостовиков как рабочую аристократию. А о командирах — начальниках мостоотрядов, начальниках участков, прорабах и старших прорабах и говорить не приходится. Каждый из них в работе и в поведении старался подражать бывшему начальнику 15-го мостоотряда, а затем управляющему трестом «Мостострой-11» Валентину Федоровичу Солохину.

Галя Безбородова, Николай Руссу, Никон Лейкин

Теперь компанию с тем же названием возглавляет человек из той же, солохинской, школы — Николай Руссу. Нынешней весной компания получила возможность строить путепровод Московского тракта. Впрочем, «получила возможность» — неверно сказано.

— Все через торги, — напоминает Николай Руссу. — Было пять компаний претендентов. В результате мы — победители…

Руссу делает паузу, потом продолжает, и из его пояснений становится ясно, что невероятный темп, который с первых дней демонстрирует стройка, вызван не только желанием себя показать. Что за ним — «жестокий оскал капитализма» российской разновидности. Чтобы получить этот подряд, «Мостострою-11» пришлось назвать цену ниже той, что просили за свою работу конкуренты.

Галя Безбородова, Николай Руссу, Никон Лейкин

— Сейчас один критерий. Нет, не качество. Не профессионализм. А — цена. Да, мы назвали самую низкую цену…

— Отсюда и темпы, — догадываюсь я. — Я таких не видел ни на северных стройках, ни здесь, в городе, где вы работали, — на Профсоюзном мосту, на путепроводе по Мельникайте…

— Ну, с одной стороны, мы видим свои возможности, способности строить качественно. С другой, Тюмень — это наша база, наша школа. Мы знаем свою квалификацию, свои технические возможности и свои резервы. Хотим совместить все эти факторы. И собственным работникам, и всем другим показать, как могут работать российские строители, о которых в последние годы что только ни говорят.

— Как сравнить этот путепровод с другими, что вы строили?

— Скажу прямо: никакой сложности мы не видим. Обычный инженерный проект. Не то, что Профсоюзный мост через Туру. Там еще были ошибки в проекте, заложенные в советские времена. Сложно строился тот, что на Мельникайте, — там железная дорога. Здесь тоже — действующая дорога, очень напряженная трасса Екатеринбург — Тюмень — Омск, завязанная на окружную дорогу. Интенсивное движение, которое прерывать нельзя. Но в инженерном плане, в плане конструкции — сложностей нет…

Галя Безбородова, Николай Руссу, Никон Лейкин

Неожиданно для меня Николай Александрович уходит от сюжета, связанного с непосредственным объектом, который надо поставить вот тут, как часового у ворот областного центра. И говорит об экономическом его предназначении, о его необходимости для развивающейся Тюмени, о ее связях с другими промышленными центрами, что лежат западнее и восточнее, о необходимости развивать автомобильные грузоперевозки, которым затруднительно пробиваться через «бутылочное горлышко» Московского кольца. А потом приводит пример: в Европе суточный пробег автомобиля — 800 километров, а в России — триста километров. Какая ж тут мобильность!

Потом мы надеваем каски (нашу, «курьерскую», Николай Руссу подарил редакции много лет назад, когда строился путепровод на Мельникайте) и выходим на площадку. Утрамбованная полоса главного хода окружной дороги, где накануне положили первый асфальт, сегодня уже покрыта им в два слоя. Еще один, и можно пускать поток транспорта. Кстати, именно эта дорога — две полосы в каждом направлении — заработает первой. Правда, какое-то время выезжающим из Тюмени в Екатеринбург придется делать крюк: до Плеханово и обратно. Тем временем, пойдет монтаж металлических конструкций, устройство съездов, словом, еще предстоит нарисовать на этом месте полноценный клеверный лист. Николай Александрович показывает туда, где сооружена какая-то непонятная ограда. Рассказывает, что неподалеку будет строиться большой спортивный комплекс. Поэтому уже сейчас приступили к пробивке трех подземных переходов под съездами.

Он рассказывает и о географии работ, которые ведет компания — от Санкт-Петербурга до Казахстана. И о том, что пришлось достраивать мост в Казахстане, где никто не верил названным срокам сдачи. А когда срок наступил, на сдачу приехала куча строительных чиновников из Астаны. Посмотрели и… предложили реализовать новый проект на юге республики. О создании в недрах компании подразделения по строительству жилья. Напомнил про недавно сданный Дворец бракосочетания. (Читатели «Тюменского курьера» имели возможность следить за ходом работ на этом объекте по страницам газеты.)

Галя Безбородова, Николай Руссу, Никон Лейкин

— А сколько же человек всем этим занимается?

— Нас 3800. Есть опытные кадры, которые прошли огонь и воду. Есть молодежь…

— Когда должен быть сдан «Московский»?

— По плану — в декабре 2013 года.

— А на самом деле?

— Чуточку раньше. Я вас позову.

Потом Руссу неожиданно говорит:

— Дайте мне ваш фотоаппарат.

Он делает пару снимков и возвращает камеру. Его снимок на этой странице — последний из репортажа.

***
фото: Путь на восток;Николай Руссу;Золотые кадры «Мостостроя-11»;Олег Синев, крановщик;Сейчас поставят на опору еще одну балку.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта