X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Головная боль — водопровод

31 мая 1912 года состоялось очередное, 31-е заседание Тюменской городской Думы. Один из главных вопросов, рассмотренных гласными, касался займа на сооружение хозяйственно-противопожарного водопровода.

В подготовленном городской управой докладе сообщалось, что, как и все старинные русские города, Тюмень строилась преимущественно по берегам. Причем сначала, когда защита города от нападений имела определяющее значение, все необходимые сооружения возводились на высоком правом берегу — а затем и на левом, где доступ к воде был более легким.

В таком виде город просуществовал более двухсот лет, но с постройкой Уральской железной дороги, могучего фактора прогресса, стали застраиваться местности, прилегавшие к железнодорожной станции и значительно удаленные от воды. С началом работ по сооружению Тюмень-Омской железной дороги стремление жителей селиться поближе к станционным путям еще более усилилось, и в течение нескольких лет обширная площадь выгонных земель была занята на правах аренды обывательскими домами, которые образовали как бы отдельные части города, носившие местные названия — «Копыловские сараи» (ныне район ул. Малыгина, Красных Зорь, Карской, М. Горького), «Угрюмовские сараи» (вдоль ул. Малыгина от ул. Мориса Тореза до Холодильной). Постройки в городе оказались, таким образом, крайне разбросанными и по снабжению водой поставленными в очень неблагоприятные условия. Все вновь застроенные местности были отдалены на значительное расстояние (до трех верст(1)) от реки. Но даже усадьбы, находившиеся совсем близко к Туре, не имели удобного доступа к воде, поскольку берег был очень крут и возвышался над уровнем воды саженей(2)на двадцать. Еще в 1864 году городской голова И.А. Подаруев частью на свои средства, частью на пожертвования частных лицам финансировал строительство водопровода для нагорной части Тюмени. В то время это было первое сооружение такого рода в Сибири.

За годы эксплуатации водопровод обветшал и уже совершенно не соответствовал требованиям нового времени, да и обслуживал только центральную часть Тюмени.

Выяснилось к тому же, что место для приема воды было выбрано неудачно, почти в конце города, по течению реки, куда попадали стоки и отбросы. Отсутствие очистки и фильтрации вынуждало население круглый год пользоваться мутной речной водой, которая во время весеннего разлива и после сильных дождей не употреблялась в пищу без продолжительного отстаивания в домашней посуде. Насосы и паровые котлы старой конструкции с течением времени стали слабосильными и неэкономичными. Водонапорная башня с запасным резервуаром по высоте уже была недостаточна, водоразборы на площадях и улицах были разнородны по своему типу и не приспособлены для платного отпуска живительной влаги.

Самый же главный недостаток действовавшего водопровода заключался в том, что его сеть, очень незначительная по длине, состояла в основном из старых сосновых труб, прогнивших от времени и потому постоянно угрожавших остановить подачу воды. Водопровод в таком виде не являлся надежной защитой в деле борьбы с огненной стихией, и, если принять во внимание, что из 7 577 домов (сведения на 1912 год) 7249 были деревянными, то вполне понятны хлопоты тюменского городского управления о скорейшем устройстве хозяйственно-противопожарного водопровода. С одной стороны, он бы давал с помощью фильтрации здоровую воду для питья более чем 40-тысячному населению (по полицейской переписи 1911 года), а с другой, был бы надежным средством в борьбе с пожарами.

Возбужденное еще в 1908 году ходатайство о займе на устройство водопровода из страхового капитала Тобольской губернии не имело успеха. Одной из причин отказа было отсутствие средств в так называемом пожарном капитале, находившемся в распоряжении Министерства внутренних дел. Другая причина заключалась в том, что город Тюмень не состоял в губернском обществе взаимного страхования от огня.

В 1911 году новый состав городской Думы вновь поднял этот наиважнейший вопрос.

Товариществу инженеров «Н.П. Зимин и К-о» фирмы «Нептун» было поручено составить нивелировочный план города Тюмени и предварительный проект со сметой на устройство такого водопровода. Общая сметная стоимость сооружения составила 477 622 рубля 84 копейки, длина сети труб составляла по проекту 20 верст. Водоприемник должен был находиться выше по течению реки, очистка предполагалась американскими фильтрами с коагуляцией. Количество ежедневно подаваемой воды определялось в 150 тысяч ведер, с расчетом на увеличение при необходимости до 300 тысяч.

Гласные отнеслись к предварительному проекту с одобрением. Но свободного капитала на эту стройку у города не было. Вместе с тем народные избранники отметили, что на начало 1912 года город находился в достаточно устойчивом финансовом положении, что давало надежду на возможность получения займа для устройства водопровода.

В мае 1912 года городской голова П.И. Никольский побывал в Санкт-Петербурге и Москве с целью изыскания требуемых средств. Возможность получить заем в размере 350 тысяч рублей была найдена в Нижегородско-Самарском земельном банке в виде ипотечного кредита под залог выгонных городских земель. Форма кредита была вполне приемлема.

Не вдаваясь во все тонкости кредитных выплат, сообщим, что путем открытого голосования городская Дума единогласно решила провести заем на сумму 350 тысяч рублей в Нижегородско-Самарском или другом ипотечном банке Империи под залог городских выгонных земель в размере 2 387 десятин, на условиях погашения ссуды за 66 лет и два месяца.

Вместе со сведениями о задолженности, доходах и расходах города за 1911 год, решение Думы было направлено на утверждение министра внутренних дел через тобольского губернатора А.А. Станкевича.

(1) Верста — русская мера длины, равная 1.0668 км.

(2) Сажень — русская мера длины, равная 2.1336 м.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта