О тех, кто пропал не на войне
Страшно, когда близкий и родной человек вдруг становится набором обезличенных примет: такогото роста, телосложения, возраста… Особые приметы? Он — самый дорогой! Найдите его, пожалуйста!
Заявления о пропаже людей поступают в тюменские правоохранительные органы довольно часто. К счастью, большинство розыскных дел следователи закрывают еще на первоначальном этапе — потому что состава преступления нет, а человека находят. Или он возвращается домой сам.
— Поэтому и дела имеют разную квалификацию, — рассказывает заместитель руководителя городского следственного отдела СУ СК РФ по Тюменской области Игорь Захаров. — Потерянного человека причисляют либо к пропавшим без вести, либо к утратившим связь с родственниками.
Вторых следователи вычисляют в ходе предварительной проверки. Выясняют: может, накануне они поссорились с родственниками, грозились уйти, да и раньше уже предпринимали попытку исчезнуть из дома?
— Основная мотивация таких людей — дескать, пусть родные понервничают и побегают! Так, собственно, и происходит — все переживают, суетятся, ищут, а он или она в это время отсиживается где-нибудь у знакомых, — продолжает Игорь Захаров.
Другие же никаких планов мести своим родственникам не вынашивают. Они просто о них не думают. Захаров вспоминает дело одного пропавшего тюменца. О его исчезновении заявила сестра — в один из дней он не вернулся с работы. В поисках была задействована большая оперативная группа, искали целый год. К следователям с разных концов города и пригорода поступала информация от очевидцев, которые видели похожего человека. А вдруг потерял память и не может вспомнить, кто он и где живет? Оказалось, потерял… совесть. Когда мужчину удалось наконец-то найти, он рассказал, что год назад получил от работодателя деньги на повышение квалификации (был разнорабочим на стройке), но потратил их не по назначению. Пропил.
— Вот и скрывался, — разводит руками следователь. — Там и сумма-то была небольшая, но стольких людей из-за этого поднял на ноги!
— А за это ему что-нибудь было? Ну, не за деньги, а за то, что добровольно потерялся и отнял ваше время? — спрашиваю я у собеседника.
— Нет, по закону никакой ответственности за это не предусмотрено. Главное ведь, что человек нашелся. И это радость не только для родственников, но и для нас.
… Сейчас на столе перед Захаровым лежат совсем не радостные дела. С пометкой «пропали без вести».
Валентина Николаева, 1951 года рождения. Пропала еще четыре года назад. День исчезновения точно не установлен. Женщина жила одна — в доме на улице Полевой. Дочка хватилась ее в апреле 2008 года, когда решила навестить мать.
— Помнится, раньше люди жаловались, что заявление о пропаже взрослого человека принимают в правоохранительных органах только на третий день. Ни у одного родственника не хватит сил ждать столько, — говорю я.
— Нет, сейчас заявление принимается сразу же, а в эти три дня сотрудники выясняют обстоятельства исчезновения, были ли тому предпосылки. Проверяют, не проходил ли такой человек по полицейским сводкам, не попадал ли в больницу. Делают запрос и в морг. Если в короткие сроки ситуация не проясняется, возбуждается уголовное дело. По статье «убийство».
Так положено. Но от этой формальности родственников бросает в нервную дрожь.
— Но есть же надежда найти человека живым?
— Надежда есть всегда. Случается, что человек выходит на улицу без документов, попадает в аварию, теряет память, но он жив. Хотя, чего скрывать, чаще потерявшихся находят мертвыми…
Только за последнее время в Тюмени обнаружили сразу нескольких пропавших без вести. Одного мужчину — в болоте, другого молодого человека — в дымовой трубе старой кочегарки на улице Ленина.
А не так давно городской следственный отдел передал в суд дело о частных «извозчиках», которые поили своих пассажиров сильнодействующим снотворным и потом грабили. Двое пассажиров от передозировки лекарства скончались (первое время они также числились пропавшими без вести). Нашли их тела, нашли и тех, кто совершил преступление…
Бывает и по-другому: подозреваемый попадает в поле зрения правоохранителей раньше, чем удается найти пропавшего человека. Так было в делах об убийстве бизнес-вумен Татьяны Панковой и адъюнкта Тюменского юридического института МВД Александры Коптяевой. Их предполагаемые убийцы сами указали место, где оставили тело своей жертвы.
— А если подозреваемых в деле нет, то сколько времени будут искать человека? Может быть так, что «безвестное» дело уйдет в архив, и о пропавшем все забудут?
— Такие дела практически не имеют сроков давности. Даже если оперативники и следователи провели все возможные мероприятия по поиску, то дело все равно находится в постоянной разработке. Особенно, если оно касается несовершеннолетних. Может быть, вы заметили перед входом в наш отдел экипаж ДПС? Сотрудники ГИБДД прикомандированы к нам для поисков Ани Анисимовой. Мы до сих пор совместно со всеми правоохранительными службами отрабатываем любую информацию, поступающую к нам.
Помогают в этом и волонтеры. Не все, конечно, из тех, кто бросился искать пропавшую тюменскую школьницу в октябре 2010 года. Остались самые инициативные и заинтересованные — а значит, те, кто действительно может и хочет помочь родителям Ани, следователям и оперативникам.
— Потому что поиски — это не только расследование, но и необходимость обследовать огромные территории: город, пригород, лесополосы… Вот в этом волонтеры нам очень помогают. Еще помогают ребята из поискового центра Артура Ольховского. Мы часто обращаемся к ним, когда надо прочесать лес…
Это следственная необходимость. Привычная для оперативников и страшная для родственников, которые до последнего верят, что ни в лесу, ни в каком-нибудь подвале или на чердаке, ни в канализационной шахте их близкого быть не может. Он вот-вот вернется, живой и здоровый…
Так, в Тюмени до сих пор ждут Андрея Старикова 1971 года рождения, который вечером 19 марта прошлого года вышел из кафе «Ника» (улица Тимофея Чаркова, 8) и пропал. Ждут бизнесмена Альберта Рудого, который уехал из дома на личном автомобиле 29 июля 2011-го (день спустя его машину нашли пустой на улице Амурской).
Ждут Александра Антипина 1978 года рождения. Он пропал в этом году, 23 марта. Возвратился вместе с семьей домой — со свадьбы родственника. Но почему-то снова вышел на улицу. Больше жена его не видела…
Да, их ждут. И напряженно ищут, не теряя надежды, которая остается всегда. Или, точнее, до самого последнего момента… Момента истины.
***
фото: Так, в 2010-м, волонтеры собирались вместе, чтобы искать Аню Анисимову.